Неделя 20-я по Пятидесятнице. 25.10.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Апостол Павел говорит: «Учение моё, Евангелие, которое я вам проповедую, не человеческое. Я не от человека его воспринял, но через откровение Господа Иисуса Христа». И рассказывает свою историю, когда Господь ему явился, и он три года не видел никого из апостолов. Он служение своё совершал. Только после трёх лет он пришёл в Иерусалим, встречался с Петром и Иаковом братом Господним, а других, говорит, апостолов и не знал. Господь Иисус Христос всему его научил. «Учение моё», — говорит, — «не человеческое». (Гал.1:15-19) Иоанн Златоуст начинает своё толкование на Евангелие и пишет: «По-настоящему каждый человек должен бы просвещаться благодатию Божией и всё понимать, что там написано в Священном Писании, но поскольку этого нету, у многих этого нету, я берусь», — говорит, — «за эту работу».

Почему один человек верует, а другой нет? Это же даётся благодатию Божией. Всякое доброе дело сделано в Боге и к Богу ведёт (Ин.3:20-21). Потому один приходит к вере, а другой ищет всевозможные поводы, чтобы не любить верующих, священнослужителей, Церковь, Бога, поводов ищет. Любит грех, поэтому не идёт к Богу. Человек не идёт к Богу, потому что обличаются злые дела.

Когда мы говорим о послушании — это же вопрос о послушании именно благодати Божией. Наше послушание внешнее, в смысле священноначалию, всей во Христе братии нашей — оно же только для того и существует, чтобы человек научился слушать благодать Божию. Он для этого начинает с того, что верою принимает Священное Писание, Писание Святых Отцов. Ищет там эту волю Божию, как её исполнить. Ищет себе наставника, который хотя бы немножечко больше, чем он понимает и знает. В живом предании, в общении с христианами воспринимает образ мышления и действования, церковное предание. Всё для того, чтобы научиться слушать благодать Божию, чтобы руководствоваться ею, чтобы Господь его вёл.

Серафим Саровский говорит: «Духовная жизнь есть стяжание благодати Святого Духа». Суть её в этом. Вот чтобы слушаться благодать Божию, её нужно стяжать. Где её приобрести, эту благодать Божию? И он очень такой доходчивый пример приводит: «купцы», — говорит, — «не торгуют всем подряд. Торгуют тем, что им приносит доход». Так и люди, слава Богу, разные, сотворены мы разными в разных обстоятельствах и прочее. И один в пустыне за мир молится, другой бесконечно благотворит ближним, как Христу, третий церковное строительство осуществляет, имея в виду Церковь тела Христова, народ Божий, святители. Благоверные князья воюют, защищают народ Божий, строят государство, чтобы как-то людям верующим было легко спасаться. Но всех их одно объединяет, кроме того, что они по формуле «всякое доброе дело сделано Боге» и благодать принимают кто чем, по своей природе, по свойствам, но всех объединяет одно — молитва.

Серафим Саровский говорит: «Это самая удобная добродетель, она всегда при нас, всегда нам можно молиться». И кроме того, как говорит Григорий Нисский (это брат Василия Великого): «Результатом молитвы бывает то, что мы пребываем с Богом».

Аминь!