Неделя 20-я по Пятидесятнице. 22.10.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Апостол Павел говорит: «Учение моё не человеческое, я не от человеков воспринял его, не пошёл учиться у апостолов в Иерусалим. Всё от Христа непосредственно воспринял» (Гал.1:11-17). Апостол Иоанн Богослов пишет в своих посланиях: «Что мы видели, что слышали, что рассматривали, что ощущали руки наша, о Слове Жизни пишу вам» (1Ин.1:1). 

Апостол Фома, чью память на этой неделе совершали, не согрешил неверием, не согрешил противоречием и спорливостью с апостолами, когда сказал, что «не уверую, пока не вложу перста в язвы гвоздинные и руки в ребра Христовы» (Ин.20:25). Но совершил подвиг веры, иначе Иоанн Златоуст не сказал бы о нём — «солнце незаходимое, звезда немеркнущая». «О доброе», — говорит Иоанн Златоуст, — «неверие Фомино». По особому промыслу он не присутствовал на первом явлении Воскресшего Спасителя. И Иоанн Златоуст от его имени говорит: «Что я не апостол от двенадцати? Как я буду проповедовать? Что я скажу? Что видел жизнь Христа, что видел смерть Его, а то, что Воскрес… Ну, вроде бы Пётр говорит, что Он Воскрес. Как я буду проповедовать?» 

Прикасаясь к Телу Христову, душою воспринимает Божество Его, освящается и становится всем 12-ти апостолам подобным, видевшим Воскресшего Спасителя. Всё это о том, что проповедь апостольская была не в хитросплетении человеческих словес, не в философствовании, но в явлении силы и славы Божией. Поэтому они и нас призывают не быть довольными только тем, что христианское учение самое высокое и такое красивое, и такое прекрасное, но пребывать в благодати Божией, в силе Божией пребывать. Пребывать тем, что человек непрерывно молится Богу: сначала молитвой словесной, а потом созерцательной. 

Брат Божий апостол Иаков первый архиерей Иерусалимский, чью мученическую смерть упоминает даже языческий историк Иосиф Флавий. И говорит о том, что эта смерть явилась причиной того, что наказание Божие постигло Иерусалим, разрушен он был. Он пишет: «Не имеете, потому что не просите» (Иак.4:2). Т.е. нужно просить и о прощении грехов своих, и о приобретении добродетели, о благодати Божией. Этими прошениями, молениями мы утверждаемся в своём произволении. Но говорит: «просите и не получаете, потому что не на добро просите, а для удовлетворения своих похотей» (Иак.4:3). Просите благодати и дарований для того, чтобы тщеславиться и превозноситься. Неужели не знаешь, что это ещё более тяжкая погибель: сочетать дарование Божие с тщеславием и превозношением. Просите избавиться от тщеславия, от превозношения, но ради чего? Ради того, чтобы быть мирным, покойным, чтобы страсти тебя не беспокоили. Эдакая знаете нирвана оккультистов, бесстрастие без любви ко Христу, без желания работать Ему — это погибель. 

Апостолы возвращаются после проповеди и говорят: «и бесы повинуются нам» (Лк.10:17). Господь говорит: «Славлю Тебя Отче!» За что славит? «За то, что утаил сия, (т.е. вот эти ведение, эти силу и славу Божию) от мудрых и благоразумных, и открыл сия та младенцам». (Мф.11:25) Возьмите даже самых известных воинов — образец мужества, героизма, гордость империи, которые были не только талантливыми стратегами, но и прекрасно владели мечом. Они были младенцами, Господь их преобразил в младенцев, которые мудры, как змии, мудры на добро, но простые на зло, «цели яко голуби» (Мф.10:16). Не видят зла в людях, не осуждают и не превозносятся и, самое главное, послушливы даже до смерти. Только в таких младенцах, в малых сих совершается ведение и мудрость Божия, силы Божии и слава Божия. 

Аминь!