Неделя 18-я по Пятидесятнице. Преподобного Сергия Радонежского. 08.10.2023

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Сеющий скупо — скупо пожнет; сеющий щедро — пожнет щедро» (2Кор.9:6). Речь о щедрости Божией. Качество такое есть Божественное — щедрость. Если хочешь иметь общение с Богом, приобрети это качество — щедрость. Вопрос сейчас о милостыне.

Для того, чтобы избавиться от сребролюбия, этого корня всех зол. Сребролюбие, которое нас зарывает в землю, которое не даёт чадам в Небеса вознестись. Чтобы от этого избавиться, мы постоянно имеем тренировку в милостыне, в посильной милостыне, та, что никак тебя не отягощает. Но как апостол говорит: «Не с огорчением давай, а доброхотно дающего любит Господь!» (2Кор.9:7) «Расточил, раздал убогим, правда Его пребывает во веки» (Пс.111:9, 2Кор.9:9).

Но у монахов, говорят отцы, милостыня — не осуждать других. Это как так? Если он не осуждает других, он же молится за них. А Богородица одному святому говорила так: «Монах — это молитвенник за мир». И тут вот что. Молиться за других — дело совершенных. Т.е. все мы как-то промыслом Божиим связаны с людьми, за них и молимся: за родственников, за соседей, за сотрудников. Но молиться за других, когда тебе человек никто и ничто — дело совершенных. И в этом случае, молиться за других — кровь проливать. Но что проще: дать денег или кровь свою проливать за людей?

И, конечно же, образец монашества — преподобный и богоносный отец наш Сергий. Не просто отец, а отец отцов! Есть такое выражение в Православии: «отец отцов». Тот не просто чада рождал в Царствие Небесное, а святых отцов рождал! Вспомните сколько из его покрова вышло преподобных, которые основывали монастыри и сами рождали святых в Царствие Небесное. Отец отцов!

И в древности ещё давали такие прилагательные: Великий. Антоний Великий, Макарий Великий, Пимен Великий и другие Великие. Вот преподобный Сергий, конечно же, Великий! Это совершенно другой уровень святости. Один отец, который был восхищен на Небеса видел всех отцов святых. «А где Антоний?» «Антоний там, где Бог!» Вот преподобный Сергий он там, где Бог!

Ради преподобного Сергия Русь совершенно другая! Совершенно другая Русь. Я не говорю о том, что он пешком исходил, умиряя князей. Или что он священной сделал борьбу с монголо-татарским игом. Я хочу сказать о более важном, о духовной составляющей. Самое ценное, что Церковь имеет — это монашество. Это лучшее, что самого ценнейшего есть в Церкви.

И при преподобном Сергии, какие были монастыри, какие были монашествующие? Каждый жил в своей келье, имел свой скарб какой-то и только на богослужении собирались вместе. Но он основывал общежительное монашество. Это принципиальная вещь. В чём тут суть? Общежительное монашество — это когда люди не имеют ничего своего: у них нет своего жилья, нет своих каких-то вещей, своих продуктов, всё общее. У них совместная жизнь, совместная молитва, совместный труд. Это такая тёрка, благодаря которой все шероховатости, острые углы — страсти изживаются, человек становится гладким, т.е. бесстрастным.

А если человек живёт в уединении полнейшем или в каком-то таком скитском монашестве, не достигнув этого бесстрастия, ему это ничего не приносит! Понимаете в чём суть-то! В чем ценность того, что он сотворил! Как быстро люди, хотящие достигнуть бесстрастия, как они приобретают быстро в общежитии это бесстрастие и тогда уже уходят жить в скитское жительство или в полное уединение, в зависимости от возрастания. Для того, чтобы очищались эти страсти, для того, чтобы уже природа Христова жила в человеке. Вместе с Христовой природой приходил Сам Дух Святой. «Живёт во мне Христос» (Гал.2:20), говорит апостол, а значит и Дух Христов, Святой Дух живёт. И открывается Святая Троица, Троичный Свет, Фаворский свет. Как Сам Господь говорил: «Есть зде стоящие, которые не умрут и увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Вот этим своим опытом щедро поделился с нами преподобный Сергий.

По его откровению преподобный Андрей Рублев написал святую Троицу. Для того, чтобы люди имели перспективу, знали, куда они идут, к чему они стремятся? Избавиться от страстей — это еще не всё, это только начало. Иметь общение со Святой Троицей в этом Троичном свете.

Аминь!