Неделя 18-я по Пятидесятнице. 17.10.2021

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! 

Какая совместность, какое сложение Храма Божия с идолами? «А вы», — говорит апостол, – «Храм Божий!» (1Кор.3:16) В другом месте говорит: «Вы — Церкви Бога Живаго» (2Кор.6:16). Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри не сказал: «Вы все вместе Церковь Бога Живаго», но каждый по-отдельности «Вы — Церкви Бога Живаго»!

Игнатий Брянчанинов, когда толкует эти строчки, объясняет сердечную молитву. Т.е. мы все воцерковлённые имеем в себе Благодать Божию, но познать это таинство опытно на себе только подвизающиеся могут. Вот он и объясняет, что такое сердечная молитва.

Обычно у падшего человека (страстного) ум находится в голове и существует сердечная область, как отцы говорят: «Сила словества, отвечающая за духовные впечатления». И вот когда несколько очищаются ум и сердце от страстей, когда они освящаются, тогда Господь сводит ум в сердце. Как Игнатий Брянчанинов говорит: «Хиротонисует», т.е. рукополагает ум в священника и архиерея, который священнодействует в сердце, в этом сердечном месте. Это не то, чтобы с чувством помолиться, нет! Нет. Симеон Новый Богослов говорит: «это только начало». Это ещё очень далеко до бесстрастия, совершенно далеко до святости, но уже эту сердечную молитву невозможно пересказать, что это такое, человеческими словами. Вот такое Богообщение, такое присутствие Божие в сердечной молитве.

Ещё в Ветхом Завете сказано: «Вселюся в них, похожду в них и буду им Богом и тии будут Мне народом» (Лев.26:12). «Сего ради отлучитесь от них, изыдите от среды их и к нечистоте их не прикасайтеся!» (2Кор.6:17) Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри, не сказал: «Не твори нечистоту!», а сказал «Не прикасайтеся!», т.е. даже не приближайтеся к нечистоте. Что общего между Христом и велиаром (диаволом)? (2Кор.6:15) Что такого — они хотя бы чуть-чуть, немножко делают общего? Да, абсолютно ничего общего! Совершенно ничего общего! Древний Израиль был физически ограждён от язычников. Они никак не общались с язычниками. Но мы в Новом Завете живём среди людей, и мы не принимаем не человека, а греха, который в нём, вот эту нечистоту. Что это такое? Блуд, прелюбодеяние, злая похоть, блудные помыслы, разговоры, фильмы и прочая пакость. Категорически не принимаем!  

«Буду им в Отца и тии будут Мне в сыны, дщери», (2Кор.6:18) – глаголет Господь. «Имущие таковое обетование». Какое обетование? А вот это, что мы Бога называем Отцом! Что мы, сподобившиеся Царствия Небесного через Христа, не какую-то часть Царствия, которую Христос имеет, но всё получаем! Понимаете какая тайна! Непостижимое это Царствие Божие! Как это Господь щедроты такие изливает на нас? Не часть какую-то мы получаем, через Христа в будущем веке, но всё, что Он имеет, то и мы будем иметь!

Имущие такое обетование отлучимся от этой среды нечистоты и будем творить, совершать святыню во страсе Божием! А что такое «совершать святыню во страхе Божием»? Василий Великий говорит: «Это значит полностью себя отдавать Богу, полностью до конца себя Богу отдавать». Иоанн Златоуст говорит: «И смотри, следи за помыслами во страсе Божием». Смотри, чтобы помыслы твои дело не оскверняли! Если ты милостыню творишь с тщеславием, то милостыня твоя уже не милостыня. И Феофан Затворник говорит: «Мало быть целомудренным, мало не блудить, надо ещё работать Богу! Всею душою, с усердием, с тщанием, с охотою!» С охотою, как в Ектенье слышим: «И весь живот наш Христу Богу предадим!»

Аминь!