Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Апостол Павел говорит: «Учение моё не человеческое. Когда меня Господь призвал для благовестия среди язычников, я не пошёл в Иерусалим, не стал советоваться с плотию и кровию». Только через 3 года он пришёл в Иерусалим и увидел Петра и Иакова, брата Божия. «А других апостолов», — говорит, — «и не знаю, видел ли?» (Гал.1:15-19)
Апостол хочет, чтобы мы имели собственный, личный опыт благодати, силы Божией, энергии Божественной. Об этом же говорит Сам Господь, когда повелевает не называть Отцом себе никого, кроме Бога. Потому что в Царствие Божие рождает только Бог! И учителем не называть никого, кроме Христа Бога. (Мф.23:9-10) Потому что учит Сам Господь Своею Благодатию. Если нету этого опыта благодати, нет привычки следования благодати, то происходят страшные падения.
Человек много лет трудится в монастыре, получает постриг, священный сан, бросает всё и уходит в мир, чтобы жениться. И это не самое страшное, потому что он продолжает быть благочестивым христианином. Учится в семинарии, учится в академии, сам преподаёт и потом, вдруг для него Христос становится одним из учителей наряду с Буддой, Магометом и прочее. Нет опыта благодати, нет опыта следования ей. Потому что, если было бы это, то из самых страшных падений Господь помогает восстать. Как это было с Петром, который отрёкся от Христа, как это было с Павлом, который гнал христиан.
Почему нет опыта благодати? «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4:6). И вот урок смирения (и тоже самое любви, потому что неразлучны смирение и любовь) в Евангелии: «Какая вам благодарность, какая вам награда благодатию, если вы любите тех, кто вас любит. Добро творите тем, кто и вам добро творит. Взаймы даёте тем, от кого надеетесь получить обратно. Так поступают и язычники, грешники точно также живут». «Но вы любите», — говорит Господь, — «врагов своих». (Лк.6:32-36) Если хочешь иметь общение с Богом, подражай Ему. Бог-то благ к неблагодарным и злым. Будьте милосерды, потому что Бог ваш милосерд.
И таких уроков благодати, смирения и любви — море, которые нужно усвоить. Мы для того и молимся, постимся и в Храм ходим, чтобы усвоить эти уроки, эти драгоценные словеса Божии, эти идеи благодатные. А мешает многопопечительность и суетливость. Святые, они ничем не отличались от нашей жизни. У них были те же самые заботы о жилье, об одежде, как детей накормить, но умом и сердцем в Боге пребывали. «Марфа, Марфа печешися и молвиши, (т.е. суетишься) о многом, едино же есть на потребу» (Лк.10:41-42). Едино — это слышать эти словеса Божии, хранить их, это от нас не отнимется, это с нами пойдёт в Вечность.
Аминь!