Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Почему мы не можем жить легко, просто, свободно, широко? Потому что такая жизнь для падшего человека — это смерть. Потому что он живёт по плоти, а не по духу. И обратите внимание, слово «страсти» обозначает «страдания». Даже человек, если живёт так, как ему хочется (по плоти) душа-то страдает. Иначе бы люди, у которых всё есть, не кончали бы жизнь самоубийством.
Все на земле живут тяжело, но у нас есть образ — два разбойника одесную и ошуюю (Мф.27:38), все страдали и тот, и другой. Святитель Николай Сербский говорит: «Ты человеку беззаконному, грешнику, который тебя обидел и с кем у тебя не ладится, не старайся придумать палача. Он сам в себе имеет такого палача, которого ты не придумаешь». Вот оно — следствие, когда человек живет по греху, свободно, широко.
Ну, а как жить по-другому? Ведь по сути счастье (или блаженство) только двумя способами достигается. Либо ты чистоту своей души в грязь предаешь и от этого какое-то удовольствие получаешь, но это очень быстро заканчивается, человеку кроме самоубийства ничего не остаётся. Либо ты какой-то подвиг совершаешь, имеешь утешение от Бога — это не имеет конца ни в этой, ни в будущей жизни.
Но когда говорится о подвиге, падшая природа человека всё время какие-то странные подсказывает приёмы: не спать, не пить, не есть. Между тем это совершенно о другом. Вот апостол Павел пишет Тимофею: «Телесное упражнение мало полезно. Благочестие же полезно на всякое дело, имея в себе обетование жизни настоящей и будущей. Се слово верное и всякого принятия достойно» (1Тим.4:8-9). То есть он как раз объясняет, что телесные подвиги без благочестия… А что такое благочестие? «Поклоняйтесь Богу в Духе, Дух есть Бог и поклоняться Ему подобает в Духе» (Ин.4:23-24). А «в Духе» — это значит ум, сердце твое, молитва твоя к Богу. Это благочестие имеет обетование в нынешней жизни, то есть ты уже здесь, сейчас будешь жить в благодати. И в будущем веке. Это надо бы не забывать! Как Филарет Московский говорил: «Не сказал Господь: «сыне даждь Мне ноги твои», но сказал: «дай Мне сердце твое».
Наш покойный отец Венедикт наместник монастыря говорил, что «жизнь всё-таки сводится к тому, что потихонечку помаленечку человек закручивает гайки, то есть потихонечку отвергается каких-то земных, плотских вещей». Но этот процесс бесполезен и вреден, если человек только путём отвержения идёт. То есть «Чего ради?» — он не понимает. Легко и просто отвергаться, когда ты что-то любишь — Небесное. Это путь в благодати — легко и просто, который приводит к трудам беструдным! Этот процесс к трудам беструдным приводит. Как отцы жили: труды беструдные, «потрудился не я, а благодать Божия, которая во мне» (1Кор.15:10). И это истинная свобода, как отцы говорят: «Люби Бога и делай всё, что хочешь».
Аминь!