День Святой Троицы. Пятидесятница. 03.06.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Блаженны те, кто не успокоился наступлением Великого дня Пасхи, но 40 дней учился у Воскресшего Спасителя и те, кто услышали Его повеление «не отлучаться от Иерусалима, но ожидать пришествия Святого Духа» (Деян.1:4), те в этот день сегодняшний преобильно получают благодать Святого Духа.

Мы веселимся и удивляемся, как человек бывает похож на своего отца: черты лица, манера говорить, образ мышления. Этот пример пусть нам поможет понять, как богословствуют отцы о Святой Троице. Святитель Василий Великий в своей Литургии говорит о Сыне Божием: «Начертание ипостаси Отчей», т.е. рисунок лица, Личность Отца. И Григорий-чудотворец Неокесарийский тоже говорит о Сыне Божием: «начертание и образ Божий».

Поэтому Господь Филиппу говорит: «Столько время был со Мной, Филипп, и не познал, что Отец во Мне… видел и Меня, видел Отца» (Ин.14:9). Не все, кто видел человека — Христа, видели в Нём Бога. Но те, кто духом своим, чистым сердцем прозрел в Нём Бога, тот видел и Отца. Мудрость Божия, мудрость Отца, Его замысел о мире, Его мысли, словеса, логосы — они имеют ипостасное, т.е. личностное воплощение. Сын Божий — Премудрость Божия, Премудрость Отчая. Только надо помнить, что Слово Божие не как слово человеческое, сказано «живо и действенно». Сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет» (Быт.1:3). Или сказал: да произведёт вода рыб и птиц. И стало так. (Быт.1:20)

Отцы говорят о Сыне Божием: «премудрость Отчая, сила Отчая, сияние Славы Отчей». Есть в истории Церкви великое откровение, которое было Григорию-чудотворцу Неокесарийскому. Божия Матерь явилась ему и повелела Иоанну Богослову научить Григория православной вере, и он точно записал, что ему Иоанн Богослов сказал. Это изучалось на Первом Вселенском Соборе. На этом основывается и это развили великие кападокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. И вот он говорит: «Святой Дух — образ Сына». Апостолы потому и до конца не понимали и не знали Христа, Сына Божия. Потому что не имели Святого Духа, этого образа Сына. Потому и Пётр отговаривал Христа (Мф.16:22-23). Потому Иоанн и Иаков просили одесную и ошуюю в Царстве Небесном сесть (Мк.10:35-37). Потому апостолы собирались свести на грешников огонь с небесе, а Господь говорит: «не знаете, какого вы Духа» (Лк.9:54-55).

Дух Святой — кротчайший! Вспомните явление Христа Силуану Афонскому, как его потрясло то, что кротчайший Спаситель. Дух Святой — тишайший. Как мы поём на каждой вечерне: «Свете тихий святыя славы» — о Христе. Дух Святой — чистейший. Если хочешь быть причастным Святому Духу, нужно иметь чистоту. Когда мы говорим о Божией Матери «нескверная», то в оригинале греческом «не-скверная» означает прямую противоположность, ничего общего со скверной, «не–скверная».

Григорий чудотворец говорит: «Дух Святой — Жизнь, Виновник всего живущего. Дух Святой — Источник освящения, Святость». В Нём являет Себя Отец, в Нём являет Себя Сын» (см. Символ веры Григория Неокесарийского).

Троица Святая Слава Тебе!

Аминь!