Святитель Григорий Палама. 04.03.2018

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Вторая неделя Поста посвящена Григорию Паламе, потому что он обличил губительную ересь. И сохранил для нас всех возможность Богообщения, возможность очищения от страстей и от греха, и достижения святости.

Его семья бежала от турок в Константинополь и папа был видным сановником при императоре. А когда папа умер, сам император воспитывал мальчика. Но он, достигнув 20 лет, оставил все эти царские хоромы и ушёл на Афон. Там подвизался некоторое время в Ватопеде, в Лавре, потом в пустынной келье, достиг святости, был исихастом, сам созерцал нетварный Фаворский Божественный свет. Сподобился явления Иоанна Богослова, который обещал ему своё покровительство. И это покровительство вскоре понадобилось.

На Афоне появился учёный монах, который получил образование на Западе, у католиков. К тому времени уже 400 лет произошло разделение Церквей. События начались в 30-х годах 14-го века. И этот монах познакомился со святыми подвижниками, послушал их рассказы об опыте этого созерцания Божественного, нетварного света и начал учить, основываясь на том, что Существо Божественное непознаваемо, что, кстати, говоря и православное богословие принимает. Он он говорил, что этот свет, который видят святые подвижники, он тварный, причём противоречил отцам, которые до него были: Григорию Богослову, Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину, особенно Симеону Новому Богослову, который очень ярко и конкретно говорил об этом свете, как о Божественном.

Католики до сих пор придерживаются именно этого мнения: Существо Божественное непознаваемо и, что ересью является, не существует никаких Божественных нетварных энергий, которыми происходит общение Бога и человека. Они до сих пор находятся в таком детском духовном состоянии, в состоянии новоначальных — веруют, что Бог их слышит и всё на этом.

К сожалению многие православные так живут. Пусть тогда они услышат сегодняшние слова апостола Павла о том, что если в Ветхом Завете существовало праведное воздаяние за нерадение, то как мы избежим этого праведного воздаяния? Пренебрегши таковой благодатию, которую мы получили от Христа (Евр.2:2-3). Православный человек руководствуется, водится, вразумляется Божественной энергией, нетварными энергиями. Как апостол Иоанн Богослов говорит: «Вы имате помазание святага и вести вся (знаете всё)» (1Ин.2:20).

Подвизаясь в непрестанной молитве, особенно в делании Иисусовой молитвы достигают первого дара нерассеянной молитвы. Далее, подвизаясь, получает сердечную молитву, когда впервые чувствует потрясающее пристутствие Божие. Многие достигают бесстрастия, избавляются от тиранства страстей, приобретают молитву непрестанную, самодвижную, которая всегда в человеке действует, чтобы он ни делал и даже, когда спит. А многие достигают святости, когда приходит Святой Дух и Господь творит всё новое по образу Христову и человек способен созерцать, видеть этот Божественный свет, тот, который видели апостолы на Фаворе, когда апостол Пётр говорит: «Господи, хорошо нам зде быти, сотворим три кущи: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии» (Мф.17:4). Говорил так, будучи в полном восторге и восхищении, не знал, что говорит. Вот, чего хочет нас лишить дьявол, вот, что сохранил для нас Григорий Палама.

С самого начала подвижничества человек чувствует эти Божественные энергии, эту благодать Божию, руководствуется ею. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс.4:7). Свет Христов просвещает всех. Во свете Твоем узрим свет! (Пс.35:10)

Аминь!