Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Пророк Исайя, возвышенный любовью Божией, созерцал страдания Спасителя. Он говорил: «Мы видели Его как не имущего не вида, не доброты. Он был всеми презираем и уничижен. Мы думали, что Бог Его наказывает, но Он был уязвлен за грехи наши. Он мучим был за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нём. Его ранами мы исцелились» (Ис.53:2-5).
Как-то Паисий Святогорец говорил, что «если хочешь молиться правильно за человека, молись так: «Господи, пусть он исцелеет (прежде всего от греха), а я заболею». Но это мера совершенных. Господь говорил: «Если зерно посеянное в землю не умрёт, не вырастет колосок, не появится множество зёрнышек» (Ин.12:24). Вот так Христос умер, и в святых теперь Он присутствует и ими молится за мир, за нас.
Григорий Нисский задаётся таким вопросом: «Почему Господь смерть выбрал крестную? Почему Он Сам говорил, что подобает Ему, как Моисей вознёс змия в пустыне, так и Он должен быть вознесён на кресте (Ин.3:14). Помните, там история была такая, что евреев жалили змеи. И те, кто смотрели на этого змея, которого Моисей вознёс, все исцелялись (Чис.21:8-9). Так отцы говорят: «Тот, кто смотрит на крест Господень, того яд плотской похоти не касается». Это и есть объяснение, почему Крест Господь избрал, а не усечение мечем, не побивание камнями.
Объясняет апостол Павел в послании Ефесянам, он призывает их познать Любовь Божию: «Что есть широта и долгота? Что есть глубина и высота?» (Еф.3:18-19) И Григорий Нисский объясняет: «Если от центра Креста наверх — это Небесное, а если вниз, то преисподняя. А широта и долгота — это земля от края до края. Крест всё пронизывает, всю Вселенную. Воля Божия, Любовь Божия пронизывает Вселенную. Так что Крест всё во всём», — так говорит Григорий Нисский.
Это «непобедимая победа» — то, что мы в кондаке поём. Не будет реванша больше у диавола, никогда. Никогда больше не получится так, что Ангелов третья часть бесами становятся, что человек падает. «Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится» (Пс.92:1). Никогда больше не будет катаклизмов. Это точка Вселенной, главная точка Вселенной, когда Господь сотворил мир и исправил Вселенную. Крест Господень.
Что значит нам «нести крест»? Господь говорит: «Тот, кто не несёт крест свой, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Для современников это было конкретно. Человека, если приговорили к распятию, он несёт свой крест, на этом будет кресте распят. Вот такой был образ, совершенно доходчивый для людей того времени. А у нас как-то уже замылилось это выражение «нести свой крест». То есть, ты уже должен иметь приговор в себе. Ты уже мёртвый, ведь тебя уже убили. Ты для этого мира мёртвый! Как Апостол говорит: «Этот мир распят для меня (он мёртв для меня, ничего интересного в этом мире для меня нет). И я распялся миру (и я мёртвый)» (Гал.6:14). Как два покойника, нет ничего общего между ними. То есть человек не касается всякой пакости этого мира.
Но диавол обычно пугает: «Ой, это такие труды! Телесные труды». Но Филарет Московский, всё время люблю вспоминать эту его идею: «Не сказал Господь: «сыне, даждь Мне ноги твои», но сказал: «дай Мне сердце твое». Крест — это, прежде всего, работа ума и сердца, когда человек отвергается греховного и земного. Апостол говорит: «Брань наша не против плоти и крови» (Еф.6:12). Почему сейчас речь о брани? «Оружие мира, непобедимую победу. Спаси, Господи, люди Твоя…» — все эти песнопения говорят о брани, о войне. А «наша брань», — апостол говорит, — «не против плоти и крови (не против людей воюем), но против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).
В чём эта брань наша? Конечно, в помыслах, в мыслях. Если ты не имеешь молитвы, трезвения, ты не ведёшь этой брани. Ты так, какой-то балласт, ты не воин Христов. Ты всё боишься, как бы не перетрудиться, как здоровье не потерять. И теряешь здоровье в грехе. А второе искушение диавол говорит: «Куда ты идёшь? Там всё такое чужое, какое-то мёртвое». Врёт! Наоборот всё! Там жизнь! Всё, что нас впереди ждёт, Небесное — это наше родное, живое. Понимаете, в чём суть? А как раз эта мёртвость… Посмотрите, эта мертвость, которая царит в странах и в народах, где нет веры Христовой. «Мёртвенность, сухость, скука», — как говорят люди, которые туда прибывают (в Америку, в Европу неправославную). Мёртвенность, скука, безблагодатное пространство.
И ещё в кондаке: «Оружие мира». Это не то, что оружие мира, как вселенной. Нет! Это оружие мира, в смысле, покоя, гармонии, благодати. Крест — это оружие мира. Если ты хочешь этот мир иметь: покой, гармонию, благодать — это через крест. Только через крест.
Спаси, Господи, люди Твоя!
Аминь!