Прощеное Воскресение. 01.03.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Обычно люди, все мы с вами, очень озадачены, как нам заговеться в эти 3 недели? То на мясо, то теперь значит на сырное и молочное. Другое заговенье нам предлагает Господь в эти дни! Он не только тело питает, но и душу. Заметьте, сколько идей, проектов, мыслей нам Господь даёт в эти 3 недели. Это пир, пир словесный, чтобы мы этим напитались. Чтобы нам было, чем руководствоваться, жить в течение Поста.

Это заговенье на благодать в эти 3 недели и многие наступление Поста воспринимают, как оскудение благодати. Но это другая… многоразличная она благодать-то и благодать Поста она очень тонкая. Чтобы ею жить, нужно оставить все эти земные попечения, особенно в первую неделю, чтобы этот навык приобрести. Отложить всё земное. А на второй неделе, когда мы уже больше так обычными вещами занимаемся, чтобы этот навык остался при тебе. Чтобы ты не был многопопечительным, дела-то делал, а душой — с Богом. Это тонкая благодать, она требует внимания и отречения от земного.

Что это за благодать? Печаль по Бозе, та, которая соделывает покаяние нераскаянным (2Кор.7:10). Т.е. человек меняется так, что потом уже не возвращается на свои грехи, как пёс на блевотину, не возвращается. Почему? Покаянные слёзы, эта печаль по Бозе, меняет его по существу, природу его меняет, очищает страсти. Человек по существу меняется, поэтому и не возвращается к прежним грехам.

Молитва во время Поста скучная, трудовая, сухая. Это закон. Почему так? Никогда бы никто не научился трезвой молитве, духовной молитве. Бесконечные «охи, ахи», вздохи, эмиоциональность, страстное это чувство человеческое, душевное. То, что заслоняет, не даёт никакого пути благодати, то, что противоречит всегда Божественному, духовному. Никто бы никогда не научился этому духовному, если была бы бесконечно благодать-благодать-благодать, радость-радость, эмоции, к чему мы привыкли, что мы любим, что мы, конечно же, получаем на праздники! Но Постом нужно потрудиться! Чтобы эту трезвость приобрести, чтобы наконец начать отличать, где душевное, а где духовное. Душевное всегда противоречит духовному. Духовное больше и лучше душевного, что есть душевного вмещает в себя. Но душевное противоречит Божественному. Человеческое противоречит Божественному. Вспомните, как движимый этим душевным, человеческим, Пётр говорит Господу перед страданиями: «милостив Себе буди Господи, да не будет с Тобою этого» (Мф.16:22). Что Господь отвечает? «Отойди от Меня, сатана!» (Мф.16:23). У апостола Иакова про мудрость, через запятую: «человеческое, душевное, бесовское» (Иак.3:15). Понимаете, где этот корень? Есть в душевном хорошее, что вмещает в себя духовное. Но есть и то, что нас связывает с бесами! От бесовския крове очищшися, ради милости из ребр Твоих истекшею кровию*. Мы родственники бесам через это душевное, где намешано и хорошее, и плохое.

Или апостолы тоже спрашивают Господа: «Господи, хочешь ли мы помолимся, чтобы на этих нечестивцев огонь сшёл?» (Лк.9:54) Они этим же движутся, этим душевным. И ответ: «не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55). Только благодать Божия, сила Божия, энергия, она покажет, где душевное, а где духовное? Пока ты её не стяжал, не руби по живому, а то оттяпнешь ещё не то, что надо.

Как? Один и Тот же Господь говорит: «Тот, кто не возненавидит отца своего и матерь свою, и прочее, не может за Мной идти» (Лк.14:26). И Он же говорит: «Не то, что отца и матерь, врагов любите» (Мф.5:44). И как Тот, Кто, как кокош, как наседка хотел собрать народ Израиля под свои крылья (Лк.13:34), говорит: «Не мир принёс, но меч и разделение» (Мф.10:34-35). Это всё о том, что противоречие есть душевного и духовного. И разобраться в этом, понять, о чем один и Тот же Господь говорит — это нужно только благодатию. Она укажет, где душевное, где духовное, где смыслы во всех этих вроде противоречащих друг другу высказываниях.

Где метод этого разделения? Где метод — дать место благодати Божией, духовному, а не душевному. И у отцов, когда язычники, философы спрашивали: как так? Откуда в вас это? Откуда в вас, в отцах преподобных, которые чудотворили, прозорливцы, премудрые — откуда в вас это? Как вы такое приобрели? Что они отвечали? Помыслы не принимаем. Т.е. это трезвение, не принимать помыслы — это трезвение — невозможно без молитвы! Молитва и трезвение, это как душа и тело, они неразделимы. И это самое главное, это единственное и самое ценное в жизни. И когда говоришь с людьми, надо жить с молитвой и трезвением. Да-да, я так и живу, да. Имея в виду мол, что утром немножечко помолился, вечером помолился, среди дня, если уж какие-то уже совсем плохие помыслы его одолели, он тогда берётся за молитву. Но разве об этом отцы говорят?

В духовной жизни важно постоянство! Постоянство. С утра проснулся, началась молитва и трезвение бес-ко-неч-ное, бесконечное. Люди единодушно, всё человечество, и падшее, и греховное, и не греховное, они все единодушно принимают за самое ценное в жизни — любовь. Но любовь супругов, любовь друзей, любовь родителей — это только слабый отблеск Божественной любви, которую можно стяжать только молитвой и трезвением.

Господь говорит: «Я пришёл свести огонь на землю и как хотел бы, чтобы он скорее разгорелся» (Лк.12:49).

Аминь!

* Из Воскресной службы, Ирмос 6, глас 4
Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопие́т Ти, от бесовския крове очи́щшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.