Преображение Господне. 19.08.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В событии Преображения Господня участвуют ближайшие ученики Христовы, апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Он берёт их с собой в исключительных случаях. Для учеников это удостоверение того, что Спаситель — Бог, и вскоре они увидят Его страдания, и они должны уразуметь эти страдания, как вольные, добровольные. Ещё, это для того, чтобы проповедь апостолов была проповедью непосредственных свидетелей Божества Спасителя. Еак апостол Пётр сегодня в послании своём говорит: «Мы проповедуем последуя не хитросплетенным басням, а будучи свидетелями Божества Спасителя» (1Пет.1:16). Когда говорит, во славе Отчей услышали глас из облака: Сей Сын мой возлюбленный; о Немже благоволих: того послушайте (Мф.17:1-9). На тот момент ученики не способны вмещать в себя слово о крестной смерти Спасителя. Для них это было неожиданностью. Поэтому о Своей смерти, о Своём исходе Господь говорит с величайшими пророками с Моисеем и с Илиёй.

Моисей — Боговидец, Боговедец, сам был прообразом Христа поскольку народ извёл из рабства египетского. Он проник в тайну сотворения мира, рассказал нам о грехопадении, он пророчествовал о том, что семя жены сотрёт главу змия, он созерцал тайну Богородицы в неопалимой купине. Он думал о том, как будет жить этот Младенец, рожденный в этом страшном мире, как закончится Его жизнь.

Пророк Илия — ревнитель Славы Божией, аскет. Он, когда уничтожил пророков Вааловых, вынужден был скитаться в пустыни Синайской и ел только то, что приносил ему ворон. И вы знаете, что он не умер, но живым был взят на огненной колеснице на небо. Может быть в этой беседе он узнал о том, что ему предстоит последовать за крестной смертью Спасителя и прийти на землю опять, чтобы умереть, сразившись с Антихристом.

Для Спасителя эта беседа была братским утешением. О том, что Спаситель называет нас братьями говорит апостол Павел, и мы это слышим на каждом водосвятном молебне. Он говорит: «Освещающий и освещаемый от Одного все, от Бога». Поэтому Он, Христос, не стыдится нарицати их, глаголя: «Возвещу Имя Твое братии Моей, посреди Церкви воспою Тя» (Евр.2:11-12). Помните, как в Гефсиманском саду Ангел укреплял Господа. Так вот за несколько дней до Пасхи, Он имеет здесь братское утешение в беседе с пророками.

Итак для апостолов — это уверение в Божестве Спасителя, для пророков — это слава и честь беседовать с долгожданным Спасителем лицом к лицу, для Самого Спасителя — утешение братское.

Для нас что это? Преображение. Почему оно празднуется, Преображение, не на Страстной седмице, как это исторически было, хронологически, а в дни Успенского поста? Для нас Преображение — удостоверение в том, что мы можем иметь живое общение с Богом! Через эти энергии, через это блистание Божества. Но это не просто сияние и слава Божества. Это несотворённая энергия — благодать. Это само Божество. Свет Христов, который просвещает всех, это возможность соединиться с Богом, узнать Его и познать Его благость. По этой причине апостол Пётр не помня себя от радости и от благости Божией говорит: «Господи, хорошо нам зде; сотворим три кущи, одну Тебе, другую Моисею и третью Илии».

Аминь!