О блудном сыне. 04.02.2018

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Трепещет душа — скоро Великий Пост. Трепещет не от того, что тяжело будет, потому что всякий Великий Пост — тяжело. Но от того, что Великим Постом великие свершения в душе происходят. Те свершения, которые в вечность с нами отходят. Но это случается с теми, кто подвизается, как говорят отцы, «законно».

Что значит «законно»? Не кичится своими молитвами, не считает, сколько он молился, сколько постился, сколько десятин давал, как фарисей, но в смирении подвизается. Это значит в соработничестве с Богом: «благодать, которая во мне, а не я потрудился» (1Кор.15:10). Для этого умом пребывает в Боге, но это не означает только то, что человек молится бесконечно, что нужно, конечно. Но чтобы не получилось так: «что вы говорите Мне, Господи, Господи, и не делаете того, что говорю вам?» (Лк.6:46)

Кроме того, что человек молится постоянно, он в уме вместе с этой молитвой и словеса Божии, образы Евангельские имеет. Тогда будут труды, как отцы говорят, «беструдные», в смирении подвизающимся. Постом молитва в основном сухая, скучная, трудовая, с понуждением и это ценно. Потому что никто бы не научился отличать: где Божеское, а где диавольское? Где Небесное, а где земное, где духовное, а где душевное? Если бы не было бы этой сухой молитвы трудовой.

Но сейчас в эти подготовительные недели мы должны, как знаете, растение перед засухой напитаться живительной влагой — это евангельские образы, которые нам предлагаются: мытаря и фарисея, блудного сына, мысли о Страшном Суде. Эти образы должны стать свойством нашей души. И это будет истинным заговением, это будет действительным накоплением, действительными запасами, с которыми мы пройдём Великий Пост.

Теперь посмотрите на блудного сына. Мы все расточили чистоту, которую имели в сотворении, потому что каждого младенца Господь чистым творит. Более того, расточили необычайную чистоту, которая дана нам была в Крещении. «Согреших Отче на небо и пред Тобою и недостоин возрети на небо» (Лк.15:18-19).

Но знаете, мы большей частью похожи на старшего сына. Он говорил Отцу, что не хватало ему козлёночка, чтобы повеселиться с друзьями (Лк.15:29). Т.е. ему с Богом скучно. Скучно ему с Богом, а Давид-пророк говорит: «Отвержеся утешитися душа моя» (Пс.76:3). Он же не благодатного утешения отвергался! А земного утешения. Для чего? Чтобы Небесное иметь утешение. Или этот самый, старший сын из притчи. Он говорит отцу «сын твой», не «брат мой», а «сын твой». Т.е. не любит грешников. Мы также имеем такое немилостивное, неснисходительное отношение к грешникам.

Но новомученики и исповедники Российские, чью память сегодня совершаем, они жалели грешников. Они желали, чтобы они узнали Бога и Его любовь. Преподобный Гавриил Ургебадзе во время демонстрации сорвал плакат «Слава КПСС» и повесил «Слава Богу», за это в психушку попал. А чтобы ему не жить тихонечко, веровать для себя, тихонечко для себя веровать? Вы знаете, что из-за такой тихой веры у нас в 60-е годы чуть было все Храмы не закрыли. Потому что власти говорили: «да, у нас верующих и нету почти». Но мы знаем, что кровью новомучеников и исповедников Российских наша Церковь возродилась и стоит. Их же молитвами посети нас Боже!

Аминь!