Неделя жен-мироносиц. 15.05.2016

←Вернуться назад

Сегодняшние Евангелия посвящены праведному Иосифу Аримафейскому, Никодиму, Марии Магдалине и женам мироносицам. Людям, которые не только в жизни, но и в смерти служили Спасителю. За это они сподобились необыкновенных откровений прежде апостолов: явление Ангелов, явление самого Христа и того, что они благовествовали Воскресение апостолам Христовым.

Но что означают слова: «и никомуже ничтоже реша: бояхубося» (Мк.16:8). Конечно же, здесь был испуг, страх немощного человека, который увидел блистающегося Ангела, как молнию. Но кроме того было и духовное потрясение, величие происходящего, священный трепет всего этого.

А что апостолы, где они? Лучше всего обо этом говорит апостол Лука (Лк.24). Когда Мария Магдалина и мироносицы пришли к апостолам, которые плакали и рыдали. Но они не верят мироносицам: ни тому, что через них Ангел сказал, ни того, что они видели Христа Воскресшего. Приходят апостолы Лука и Клеопа, которые встретили Христа по дороге в Эммаус, апостол-евангелист Лука. И говорят им о том, что они видели Христа и им тоже не верят. Еще говорящим им, этим апостолам Луке и Клеопе, является Христос. И что апостолы? Они думают, что видят привидение! Так что Спаситель говорит: «потрогайте, дух не имеет ни костей, ни плоти» (Лк.24:37-40). В чём же причина, и Господь укорял их в этом неверии: «О несмысленные и косные (т.е. медлительные) сердцем во еже веровати» (Лк.24:25). В чем причина этого? Апостол Иоанн Богослов говорит: «не ведеху бо писания». Т.е. в умах апостолов не было этой истины, что Господь Христос пострадает и воскреснет. Хотя многократно Господь об этом говорил и это не вмещалось в них.

Как эту историю рассказывает Иоанн Богослов? (Ин.20) Начало, если так можно выразиться, детективное. Еще до всяких явлений-откровений, приходит Мария Магдалина. Кстати говоря, апостол Иоанн Богослов говорит только о ней, не упоминая никого из других жен-мироносиц. Настолько велика по сравнению с ними Мария Магдалина. Помните, что Церковь называет её равноапостольной, по её дальнейшим трудам. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий говорит о том, что Мария Магдалина отличалась от прочих жен-мироносиц особой, чистой, пламенеющей любовью. Она в этом смысле в чём-то сродни Иоанну Богослову. Итак, она приходит до откровения, до видения. И говорит, что была на гробе и не обнаружила тела Христа. Апостолы Иоанн и Пётр бегут ко гробу — выяснить что же происходит? Апостол Иоанн бежит быстрее, потому что он помоложе, но не входит из смирения, из уважения к Петру во гроб, только заглядывает. Апостол Пётр входит и дивится происходящему. Что удивительно дальше? Апостол Иоанн говорит, что он: «увидел и уверовал». Т.е. к нему совершенно не относились слова укорения апостолам, которые Спаситель говорил. Он до того, как пришли мироносицы, до того, как явились Ангелы «видел и уверовал». На нём сбываются слова, сказанные о любви: «Любовь всему верует, вся уповает, вся терпит, любовь никогда же отпадает» (1Кор.13:4-8). Он единственный из апостолов стоял при кресте Спасителя.

И наконец, последнее, никто из апостолов, четырёх евангелистов, ни слова не говорит о Божией Матери. Почему? «Тайна сия велика есть». Невозможно даже сравнивать страдания мироносиц, апостолов со страданиями, с распятием, с любовью Божией Матери, невозможно… «без сравнения». Мы из Богослужебных текстов Великой Субботы, молитвенного погребения, можем слышать, что когда ещё Господь лежал во гробе, сердца Божией Матери коснулась истина Воскресения Христова. Ей первой, до мироносиц явился Архангел Гавриил. Как мы всё время поём: «Ангел вопияше Благодатней Чистая Дева радуйся». Конечно же, Ей первой явился и Сам Спаситель, чтобы утешить Свою Матерь.

Аминь!