Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сейчас слышали, как Господь призывает лучших своих учеников: апостола Андрея Первозванного и тех троих, которые будут сопровождать Его в самые ответственные моменты жизни: апостол Пётр, апостол Иаков и Иоанн. Удивительно, что они сразу, немедленно бросают всё, чем были заняты. Апостолы Пётр и Андрей бросают сети, Иаков и Иоанн — сети и лодку, и даже отца своего Зеведея (Мф.4:18-22). В противоположность этому вспомните притчу, которую Сам Господь говорит о званных на пир. Один говорит: «Я купил поле, мне надо его вскопать»; другой говорит: «Я купил пару волов, мне нужно их опробовать», третий говорит: «Я женился, поэтому не могу» (Лк.14:16-20). А между прочим вспомните апостола Симона-Кананита, Симона-Зилота, который был женихом на браке в Кане Галилейской. И увидев, как вода претворилась в вино, оставил жену и последовал за Христом. Поэтому его ещё называют Симон-Зилот, т.е. «ревнитель».
Господь говорит: «Идите за Мной, и сотворю вас ловцами человеков» (Мф.4:19). Отцы говорят о том, что Господь вначале научил апостолов самим избегать ловления от дьявола, чтобы стать ловцами человеков. Итак, каждый человек, который научается избегать ловления от дьявола, становится ловцом человеков. Почему? По той же причине, что и происходит при творении мира. Григорий Богослов говорит: «Недостаточно было пребывать Любви в Самом в Себе — в Боге, но Господь творит мир, изливает на него свою Любовь, чтобы тварь пребывала в любви и в блаженстве». По этой же причине эти, научившиеся избегать ловления от дьявола, не могут смотреть равнодушно на творение, мучимое от дьявола.
Как научится этой науке? Сегодня апостол Павел говорит: «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители его» (Рим.2:13). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение Евангельских заповедей даёт видение греха». Ветхозаветные заповеди даны в громе и молниях, в повелительном наклонении: «Не убей, не кради». А почему важнейшие заповеди Нового завета изложены в форме блаженств? «Блаженны кротцые, блаженны нищие духом» (Мф.5:3-12). Потому что мы водимся не страхом наказания от Бога, но любовью, которую Господь излил в сердца наши через Христа Духом Святым. И это то самое, нечто лучшее, о котором сейчас говорит апостол Павел, что предусмотрел о нас Бог и чего необыкновенные, великие праведники Ветхого Завета не получили при жизни, а получили только вместе с нами, с пришествием Христа (Евр.11:32-40).
Аминь!