Неделя о Страшном Суде, 19.02.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«В ближнем твоем спасение твое, и в ближнем твоем погибель твоя» — это слова преподобного отца нашего Оптинского Никона-исповедника. И преподобный Макарий Оптинский также излагает добавляя, что апостол Павел повелевает искать не своего, а пользы ближнего и вообще все святые, они в этой мысли то, что наше спасение и погибель в ближнем нашем, все они согласны. И основание этому сегодняшнее Евангелие о Страшном Суде (Мф.25:31-46).

Четырежды мы слышим, как Господь говорит: «алкал, жаждал, был странником, был наг, был болен и в темнице». И обратите внимание, не только грешники удивляются: «Господи, где же мы такое видели, когда мы Тебя видели?» Но и праведники, т.е. христиане, которые читают об этом, слышат это, знают, и они тоже удивляются: «когда мы, Господи, тебя видели?», т.е. в этом духовная тайна.

Богословие этого вот в чём: в Адаме, от которого все мы произошли, все мы умираем. Потому что падшая природа не наследует Царствия Небесного. А Христос — второй Адам, от Него мы получаем новую природу, которая Царствие Божие наследует. Но отцы говорят: «кто молится, тот Богослов». И Сам Господь говорит: «исповедуйтеся Отче Господи небеси и земли, яко утаил сие от умных и разумных и открыл то, младенцам». Т.е. кроткие и молчаливые, трепещущие Божиих словес, им открывает Господь — это непостижимое, о котором умолкают не только святые, но великие святые-Боговидцы и Сама Божия Матерь Пречистая умолкает об этом.

Как это Бог Великий становится, подобный нам всем человек? И носит плоть, которая и страждет, и жаждет, и болеет. И есть предмет веры — человек, который рядом с тобой стоит, неотделимый от Христа, и ап. Павел добавляет: «ты соблазнил брата твоего, а за него Христос умер». Вот это предмет веры. Т.е. нечто невидимое есть в обычном грешном человеке, который рядом с тобой.

Надо ли говорить, что не только голодные, больные требуют нашего внимания и трудов наших? Да, почти во всякой ситуации, когда мы встречаемся с человеком: он хочет одного, а ты хочешь другого. И тут приходится отвергаться своего хотения. И много соблазнов предлагает дьявол, очень часто говорит: «ну, есть же праведный гнев, может быть применить праведный гнев?» А может быть сначала лучше стать праведным, а потом ты узнаешь, как применять праведный гнев? И что это такое вообще «праведный гнев»? Или говорит: «ну, вот, если не приструнить этого человека, не осадить, он тебе на шею сядет». Но апостол Павел говорит: «побеждай зло добром!». Понятное дело, что это требует времени, трудов, но так греха меньше!

Много всяких лукавых мыслей дьявол предлагает о смирении, о любви. Но у отцов есть фразы, которые невозможно перетолковать по-другому. Прошу их запомните: «не оскорбить, не огорчить, не подать повод ко греху». Невозможно это исказить как-то по-другому. «Не оскорбить, не огорчить, не подать повод ко греху».

Но давайте вернёмся к высокому. Если хочешь во всех ситуациях с ближним не согрешить, даже мыслью, даже духом твоим, то требуется самоотвержение: самоотвержение от гордости своей, от тщеславия, от имения своего и даже от здоровья, которое впрочем Господь силен восстановить.

У отцов есть такая мысль: невозможно научиться совершенной любви к ближнему тем, что ты будешь благотворить ближнему. Невозможно. Только поняв, что такое любовь к Богу, совершенная, озарившись этой любовью, человек, как подобие этой любви, получает любовь совершенную к людям. И для желающих иметь совершенство, совершенную любовь, Господь говорит: «оставь всё и иди за Мной». И далее: «истинно говорю вам нет ни одного человека, который оставит всё ради Евангелия и Меня: и дом, и братьев или сестёр, или отца или матерь, или жену, или детей, или земли, и уже сейчас, ныне в веке сем, среди гонений получит во сто крат более домов, сестёр, братьев, отцев, матерей, и детей, а в будущем — Живот Вечный».

Откуда эти сотни?! От того, что Бог послал в сердце твоё Святого Духа. Ты, соединившись со Святым Духом, нелицемерно с радостью любишь эти сотни. Не как грешники, которые говорят: «никто меня не любит, никому я не нужен», но как в притче о человеке, который впал в разбойники. Когда священник прошел мимо, и левит прошел мимо и только иноплеменник помог этому бедному, несчастному. И спрашивает Господь: «и кто есть ближний Мой? Сотворивый милость с ним; иди и ты твори такожде». Т.е. не жди, пока тебя кто-то полюбит, но ты прояви свою любовь не словом, но делом.

Аминь!