Антоний Храповицкий, который по необходимости возглавлял Зарубежную Церковь после революции, когда разделение произошло, он учил так: «спасение человечества уже было совершено в Гефсиманском саду, когда Господь молился, и пот Его был, как капли крови». Это в том смысле, что всякому Божиему делу предшествует молитва, во время которой душа человека воспринимает способность, силу совершить это предстоящее Божие дело.
И вот сейчас мы находимся в период подготовительных недель, перед Великим Постом. Мы должны в эти недели насытиться благодатию Божией, воспринять идеи, Божественные логосы или, как помните священник молится в молитвах перед исповедью: «и подаждь им образ покаяния», образ покаяния. Вот это всё мы должны усвоить, чтобы уже в проекте совершить свой Великий Пост, чтобы он уже был заложен, сделан уже в душе нашей.
Это первая неделя подготовительная поста – о чём? О главном — о смирении. Есть смирение – всё есть, потому что в смирении — любовь, а Бог есть любовь. Если мы, подобно мытарю, имеем грехи серьёзные, конкретные и осознали их, как этот мытарь. Вот он осознал своё сребролюбие, лихоимство, пренебрежение к людям между прочим. Потому что люди его осуждали за это житие, считали отступником от израильского народа, а он пренебрегал этими людьми, ему было дороже сребролюбие. Но если нечто подобное в нас есть, всё очень просто: плачь и рыдай, бей себя в грудь, всё понятно. А если на каждой исповеди в общем-то сводится всё ко одному, что по милости Божией ты уже не совершаешь такие страшные грехи делом и словом. И на каждой исповеди у тебя какие-то помыслы, помыслы и помыслы. Отцы говорят, что раздражительная сила души нам дана не для того, чтобы ругаться друг с другом, кричать и драться, а для того, чтобы эта сила раздражительная была как пёс злой, который охраняет богатство господина своего, да ещё участвует в драках, чтобы нечто большее приобрести. Вот эта раздражительная сила наша должна нам помогать сохранять то, что мы приобрели благодатного от Бога, да ещё и приобретать нечто большее.
Если на каждой исповеди у тебя помыслы, ну, всевозможные: осуждения, раздражения, блудные, тщеславия, уныния и так далее, и так далее, и так далее. Чего ты ждёшь? Как ты собираешься их победить, эти помыслы? Как ты собираешься вперёд двигаться? Если ты не будешь всё время молиться? Куда-то идёшь, что-то делаешь — всё время с молитвой. Невозможно победить эти помыслы по-другому, если ты собираешься вперёд двигаться. Молитва и трезвение неотделимы друг от друга.
Но ещё, надо к тому же приложить усилие сердечное и чтобы жить по евангельским заповедям, тщательно исполнять евангельские заповеди. Они, эти евангельские заповеди и это <молитвенное> делание приближают тебя к Богу всё больше и больше, так что уже невозможно различить, где твоя воля, а где воля Божия? Это та самая свобода, то блаженство, суть святости. Об этом говорит Халкидонский Собор, когда объясняет, как во Христе соединяется Божественная природа и человеческая, как Божественная воля и человеческая — соединяются! Нераздельно, неслитно, неразлучно и неизменно. Вот точно так же и наша природа человеческая – ибо наша воля соединяется с волей Божией.
Об этом апостол Павел сегодня пишет, он говорит: «их же предузнал тех и предопределил быть подобным образу Сына Своего, дабы Он был первородным среди многих братий». Т.е. большая семья, есть перворождённый сын и много братий, подобных ему — вот образ Христа и христиан. Что мешает этому? Комфорт. Есть мир Божий, который в человеке от смирения, от любви, прежде всего от чистоты, от отречения от земного. А есть комфорт, т.е. покой телесный, который человек очень хранит, потому что ему досаждают внезапно появившиеся люди какие-то, которые требуют помощи, ещё больше его досаждает, когда его воля (он же всё спланировал, да?) теперь не совпадает с Божией. Сам молится: «спаси меня, Господи!» и всё уже распланировал! Теперь скажи, как тебя спасать, ты уже всё распланировал?
Страсти. Вот привык жить по страстям, ему комфортно, он не собирается меняться, ему вот так удобно жить и вот этому комфорту очень подходит жить формально. Вроде бы всё, как полагается делает, как этот самый фарисей: и в храм хожу, и пощусь, и молюсь, и милостыню творю и прочее-прочее-прочее, но сердцем далеко от Бога и даже не собирается это сердце … Отцы говорят, что, конечно же, труды наши телесные… вот нам предстоит пост, и пост, и поклоны, и хождение в Храм, и прочее, прочее — конечно же, это всё полезно, но без утруждения сердца к Богу не приблизишься! Требуется любовь со смирением, устремлённая к Богу. Воля проницательная, ум трезвый, который стремится понять, в чём Воля Божия? Благая и Совершенная!
Аминь!