Неделя о блудном сыне. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12.02.2023

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Однажды мы паломничали на Корфу к святителю Спиридону и попали как раз в день великих учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И о, чудо! Учеников множество стало заходить в храм, у них день знаний — сегодня. Понимаете, какая великая мысль! Великие учители и вот ученики. Учение, если он без словес Божиих, без познания Царствия Небесного, какое оно имеет смысл вообще?

И вот Господь тоже говорит: «Не единым хлебом жив будет человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Сейчас эти недели подготовительные — это заговенье не только на хлеб, на мясо, на молочное. Нет! Заговенье на словеса Божии! Наступит Великий Пост будет молитва сухая, трудовая, скучная. Это только по выходным (в субботу и воскресение) будет посещение благодати Божией. А остальное-то будет этот подвиг пустыни. Для чего? Для того, чтобы в человеке умер грех и человек родился в жизнь новую. А сейчас заговенье на словеса Божии, вот сейчас благодать Божия. Человек эти словеса воспринимает и душа его радуется, она обогащается. Вот сейчас благодатный плач и переживание обо всём, что мы воспринимаем: и о мытаре и фарисее, и о блудном сыне… Не пропустите этот момент, заговенье на словеса Божии сейчас происходит.

Теперь давайте о нынешней неделе. Предыдущая, что учила? Ты не будь, как этот фарисей: «у меня всё в порядке, у меня всё нормально, я правило совершаю, у меня всё нормально». Да, это беда, когда ты говоришь, что у тебя всё нормально! Это беда! Предупреждает эта неделя. Да, Боже упаси, что ты скажешь, что у тебя всё нормально и никаких проблем. Наоборот! «Ищите, стучите, просите»(Мф.7:7). Т.е. ты должен всё время думать в чём же ещё покаяние? Как бы ещё поближе к Богу стать? Отцы говорят: «Невеликое дело увидеть Ангела, грехи свои увидеть — вот великое дело». Симеон Новый Богослов говорит: «тщательное исполнение евангельских заповедей даёт видение греха».

Знаете, запала мне как-то одна мысль отеческая. Одно дело ты не делаешь греха какого-то, но есть ещё грех, когда ты видишь, что надо сделать что-то доброе. Ты видишь, знаешь, как надо сделать и не делаешь! Ну, вроде никого не бил, не обозвал и не дрался, но ты же мог что-то больше сделать для человека и для Бога, мог, но не сделал! Это же тоже грех! Почему? «Тот, кто со Мной не стяжает, тот расточает!» (Мф.12:30) Это вот первая неделя.

Но понимаете, когда человек всё время думает о покаянии… И вот Исаак Сирин говорит: «признак начавшегося выздоровления души является видение грехов своих паче песка морскаго». Ну, куда не посмотришь, кругом грех. Вот в этой неделе надо научиться — Боже тебя упаси в какое-то отчаяние впасть. Ещё пост впереди, мы сейчас как раз должны всё это как-то вместить. Ты будешь о грехах думать, ты будешь переживать, ты будешь каяться, но только смотри, чтобы это не превратилось в отчаяние. Отцы говорят: «надо уметь потерпеть свою греховность». Да грязь грязью, грех на грехе. Грязь, но церковная! Как апостол Пётр говорит: «Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной» (Ин.6:68). Что бы с тобой ни случилось, какое падение не произошло, а это тоже бывает (жизнь духовная очень сложная и падения бывают). Только ты в это время не отчаивайся, помни, какой образ Бога — Отца!

Кому с Богом жить тяжело? Кому Он по рукам бил, когда человек что-то хотел сотворить, а Бог не давал ему? Мы же когда хотим что-то сотворить — легко и просто делаем, никто нас по рукам не бьёт. Легко и свободно жить с Богом! Он тебя не ограничивает. Другое дело, если ты нагрешил. Ты же воздаяние получаешь отчего? Не оттого, что Господь наказывает, обратите внимание, это отеческое совершенное Богословие. Ты когда грешишь, ты грехом от Бога отлучаешься, и куда ты попадаешь? В руки диавола, теперь и получай по полной программе. Но Бог тебе никак не мешал, полную свободу давал: к Нему идти или грешить? Вот свобода.

Так и сын тоже говорит: «дай моё имение», и пошёл с блудницами всё растратил. Вот ведь какая картина печальная: люди прельщаются грехом, хотят удовольствий, удовольствий, удовольствий, а от греха что получается? Сплошное расстройство и здоровья, и психики, и уныние, отчаяние. Бедные несчастные люди, посмотрите на этот мир, в котором мы живём. И обратите внимание, диавол, бесы они же даже своих служителей не милуют. Тех, кто сознательно, добровольно служат диаволу, ничего подобного. У них такая задача, это их естество: загнобить и убить, даже своих служителей. Оккультисты ищут какие-то премудрости — сходят с ума, всякие там эти, кто тарелки крутят. Очень часто такая вещь — человек вроде искал премудрости, а свихнулся просто напросто из-за того, что он оккультизмом каким-то занимался. Вот эта связь с бесами.

Щедро и без всякого обличения Господь нас принимает и возвращает то, что мы должны иметь. А мы действительно, любого возьми из нас, как этот блудный сын: тебя Господь когда сотворил… Посмотрите на ребенка, почему Господь говорит: «Если не будете как дети, не внидете в Царствие Небесное»? (Мф.18:4) А дети ни над кем не превозносятся, ни в ком греха не видят и все для них авторитет, послушливые. Ну, вот ты был таким, во что ты свою душу превратил?

Дальше, ты Крещение принял. Ты же всё получил! В Крещении Господь всё даёт. Вот всякую святость ты получаешь! И Симеон Новый Богослов говорит, в несколько дней, если человек… Вот как эти самые отцы наши Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст — они как поступали? Тогда была такая традиция, они с детства ходили в Храм, постились, молились, Богослужения посещали и только уже юношами они принимали Крещение. Для чего? А чтобы хранить эту благодать Крещения, чистоту и святость Святого Крещения. Но Симеон Новый Богослов говорит: «человек крестившись в несколько дней, как правило, большей частью теряет то, что получил от Бога». Это же тоже, тоже мы опять в положении этого блудного сына — получили и всё растратили.

Но теперь, Слава Богу, эти благодатные дни наступают, чтобы Господь нас вразумил и дал силы, и совершил покаяние. Конечно же, молитва и трезвение — панацея! Главное из того, что есть. Дверь жизни и смерти: есть постоянная молитва и трезвение — есть продвижение. Не поставлена задача жить всё время с молитвой с Богом — ты ещё в подготовительном классе, ты ещё в школу даже не поступил. Дай Бог молитвами великих святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого наконец нам хотя бы оставить эти подготовительные классы и войти в эту школу учения. Когда человек желает быть всегда с Богом — в молитве, в трезвении!

Аминь!