Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Апостол говорит (1Кор.3:9-17): «Кто разорит Храм Божий, того покарает Господь», но вы — храм Божий и Дух Божий живёт в вас. Говорит: «Смотрите из чего вы строите?» Камень краеугольный, помните, как строили раньше дома? Под углы клали большой камень твёрдый. Вот камень краеугольный, основание, на котором человек строит — это Христос, нет другого основания! Теперь смотри, если ты на этом основании строишь, смотри из чего строишь? Из золота, серебра и драгоценных камней или из дерева и из соломы? Это о чём?
Что такое золото, серебро и драгоценные камни? Смирение, любовь, непрестанное стремление духа к Духу Божию, молитва и трезвение, работа ума и непрестанное стремление к Богу — это драгоценность. А что такое дерево и солома, которые сгорят! Помните он говорит, что всякое строение человеческое: что он во время жизни своей делал, что он строил — искушается огнём. Вот это дерево, солома — что это такое? Дела плоти. Когда человек сеет не в дух, чтобы пожать, наследовать жизнь вечную, а в плоть сеет, чтобы пожать тление! Дела плоти — что это такое? Желание комфорта, упокоение плоти. Апостол говорит, что дух и плоть противоборствуют, они разного хотят. Феофан Затворник: «плоть укрепляется за счёт духа, дух укрепляется за счёт плоти». Наша плоть должна трудиться, её нужно прижимать, чтобы дух жил. Но сами по себе такие труды плоти без работы ума – это пустой звук, это только превозношение. Это я о чём говорю? Если твой ум, сердце стремятся к Богу и возникают проблемы, когда плоть мешает — вот это всё правильно. Когда ты просто, без всякой любви к Небесному какие-то берёшь на себя подвиги плоти — это только в погибель, в превозношение эти труды.
И апостол говорит: «Тот кто строит на этом основании — на Христе, но из дерева и из соломы — спасётся, но как бы из огня». Хочешь ты такое пережить? Умерев и возносясь на небеса, хочешь ты такое на Страшном Суде пережить? Чтобы как бы из огня, т.е. как бы в пожаре, твой дом горит! Ты хочешь такое пережить? Тогда ты думай о том, что ты сейчас делаешь. А у отцов вообще есть такая мысль, что эта жизнь будущего века, когда Бог будет всё во всём, когда благодать Божия будет во всём, Бог будет во всём. Для одних эта Божественная энергия будет радостию и наслаждением, а для других будет мучением — эта же самая благодать, Божественная энергия для них будет мучением. От того, что человек любит: плоть или дух? Кому он работает: Богу или маммоне? Т.е. богатству временному.
Теперь в другом месте апостол говорит, что кого Господь призывает (христиан) того предопределяет быть подобным Сыну Своему (Рим.8:29). Слово «преподобный» – означает, что человек не просто подобен, похож, но очень похож на Христа — «преподобный». И теперь посмотрите на Бориса и Глеба, как они похожи на Христа! «Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочный прямо стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих» (Ис.53:7). Сыновья Владимира Равноапостольного. И я вам сейчас перечислю прямых потомков некоторых, только некоторых, потому что очень много князей и княгинь святых, прямых потомков Владимира.
Значит, кроме Бориса и Глеба у него был ещё сын Ярослав Мудрый, внук Ярослава Мудрого — Владимир Мономах, все канонизированы, прославлены Церковью! У Владимира Мономаха был внук Андрей Боголюбский, его сын — Глеб Владимирский; его же внук, другая ветвь — это Всеволод Большое Гнездо. У Всеволода Большое Гнездо внук Александр Невский, его сын — Даниил Московский. Внук Даниила Московского — Иван Калита. Внук Ивана Калиты — Дмитрий Донской. Прямые наследники, последние из Рюриковичей — Иван Грозный и его сын святой царевич Дмитрий. И я вам перечислил только самых известных, что у нас на слуху. А сколько их было прославленных Церковью, известных. Это что кровь Владимира? Ничего подобного. Сам Господь говорит: «Никого не называйте Отцом, у вас один Отец иже на Небесех. И учителем себе никого не называйте, один у вас Учитель – Христос» (Мф.23:8-10). Это Христова природа! Как апостол говорит: «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют» (1Кор.15:50). Вот эта Христова природа, которую мы получили в Крещении и которую мы приложили, которую мы строили, выбирая всё время дела духа, а не плоти — вот она рождает таких вот потомков Владимира.
Если мы сподобимся Царствия Небесного, то в этой Христовой природе, где нет ни мужеского пола, ни женского, ни эллина, ни варвара, ни свободного, ни раба (Гал.3:27-28), но нету однообразия скучного! Посмотрите на современный мир: какое разнообразие животного мира, растительного, а это падший мир, наш мир – падший. Вот каково будет разнообразие в будущем веке — людей! Мы все сотворены разными и Симеон Новый Богослов говорит: «Невозможно словами передать, как в каждом человеке отдельном будет совершенно особо являть себя Господь — какая это будет красота!» Да сподобит нас Господь Царствия Божиего!
Аминь!