Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Апостол говорит: «Господь послал меня благовестить не в премудрости слова (то есть не в философствовании), чтобы не упразднился Крест Христов» (1Кор.1:17). Крест Христов — это о чём? О том, что Господь умер за человека, потому что в нём, в человеке, грех и последствия греха — смерть.
По-настоящему человек приходит к Богу только тогда, когда он осознаёт, что в нём есть грех, и этот грех препятствует его стремлению к Богу. Только вопрос в лукавой совести, она же всё время говорит человеку: «Это мелочь, это не важно, так все живут» и прочее. Но вспомните ещё в древнем, в 10й заповеди сказано: «Не пожелай» (Исх.20:17), указывая на то, чтобы человек боролся с помыслами своими. А в Новом завете: «Кто посмотрел во еже вожделети уже прелюбодействовал в сердце своем» (Мф.5:28), «всяк ненавидящий — человекоубийца» (1Ин.3:15).
Святые отцы преподобные имели очень большой авторитет у древних языческих философов, потому что они жили, как Ангелы во плоти, потому что они имели глубочайшее ведение о всём сущем. Они так чудотворили и этим удивляли этих философов. Они спрашивали: «Откуда это у вас? Что вы такого великого делаете?» Они отвечали: «Помыслы не принимаем». Не принимать помыслы — это называется у отцов «трезвение». И это смысл, это главное в духовной жизни — не принимать помыслы, трезвиться. И это невозможно отделить от молитвы, трезвение и молитва существуют только вместе.
Откуда эти истории? Старец Оптинский удивляется: «У купца — самодвижная молитва». Или афонский монах учит молдавских рабочих Иисусовой молитве и вдруг видит, что в одном из них самодвижная, постоянная эта молитва существует. Это трезвение, оно же не для монахов, оно для всех христиан. И оно, трезвение, требует постоянства.
В какое-то время человек может трудиться и в подвиге пребывать, в другое время — отдыхать и созерцать, но трезвение, внимание — оно постоянное, и это не только для монахов, а для всех христиан. И посмотрите, ведь этот же купец, этот рабочий молдавский, они же не бросили всё: ни жену, ни детей, даже бизнес свой не бросили. Но самодвижную молитву имели оттого, что попечение у них было одно — о Небесах. Попечений не было в них в земных проблемах.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны нищие духом (Мф.5:3,6). Кто жаждет да грядет ко Мне и пиет (Ин.7:37). Господь не лишит благих, ходящих незлобием (Пс.83:12), не лишит благодати Своей тех, кто стремится к Небесам.
Аминь!