Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Апостол пишет: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог» и вспоминает Моисея «вселюся в них и похожду в них, и буду им в Отца и тии будут Мне в сыны, дщери» (2Кор.6:16,18). И в другом месте пишет ещё более конкретно: «не знаете ли, что тела ваши — храм Святого Духа и Дух Святой живёт в вас» (1Кор.6:19).
Возрастание в благодати Божией (как говорит Серафим Саровский: «духовная жизнь есть стяжание благодати Святого Духа»), конечно, постепенное. И один благочестивый борется с грехами, другой достиг бесстрастия, третий святости достиг и тогда в нём уже в полноте открывается Царствие Небесное — эта истина, что «Царствие Небесное внутрь вас есть» (Лк.17:21), помните слова Спасителя?
Суть спора Григория Паламы с католиками в чём? Они говорили, что Царствие Небесное достижимо только после смерти. А Григорий говорит: «Нет, уже здесь, на земле это возможно». Но вот Спаситель говорит: «Если не будете, как дети не внидете в Царствие Небесное» (Мф.18:3).
Сегодня день памяти священномученика Игнатия Богоносца, он как раз был тот самый ребёнок (когда мы сегодня слышали Евангелие). Господь поставил его среди апостолов и говорит: «вот, если не будете как дети, не внидете в Царствие Небесное» (Мф.18:1-3). «Тот, кто принимает одного из малых сих, тот Меня принимает, принимающий Меня принимает и пославшего Меня Отца (Мф.10:40). Т.е. это о том, что «придём с Отцем и сотворим обитель у него» (Ин.14:23). Творит Господь человека обителью Святой Троицы. Это вообще на самом деле величайшее чудо. Всё, что есть на земле великого и необыкновенного, самое величайшее — это то, что человек меняется, под действием благодати Святого Духа очищается и становится другим. Т.е. он ощущает свою личность… он как был, так и остаётся «я», но он меняется, он другой становится.
Это в Псалтири у Давида такое есть: «обновися яко орля юность моя» (Пс.102:5). Человек, когда воцерковляется, он много кается в гордыни, эта громада гордыни тяготит человека, и воцерковляясь он, прежде всего, в этом кается. «Обновися яко орля юность моя». Но возрастая в духе, умаляясь, что дальше получается? Давид часто обращается к Богу, называя себя отроком, т.е. мальчишкой, мало значащим мальчишкой, и это ещё не предел. «Из уст младенец и ссущих (т.е. грудных младенцев) совершил еси хвалу» (Пс.8:3, Мф. 21:16). Вот ведь величайшее чудо, потрясающее творение Божие — душа незлобивая, прекрасная, кротчайшая. Помните ещё, как это у апостола Петра: «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:4).
Как этого люди достигают? С чего начинают? Даже люди мирские понимают, если ты какую-то злобу принимаешь в себя — осуждение, раздражение, превозношение, какую-то вражду, ты же прежде всего себе вредишь. Это даже мирским понятно! А вот те, кто уже воцерковился, как можно быстрее надо прийти к такой идее, к такой задаче — непрестанно молиться! Везде и всюду! Как апостол говорит: «молитесь всегда, молитесь везде» (1Фес.5:17).
А у Силуана Афонского очень просто излагается эта мысль: «человек, если любит Бога, он всегда помнит о Нём. А если помнит о Нём, всегда молится к Нему»! Молиться всегда и везде для того, чтобы приобрести единственное и главное — панацею от всего — молитву и трезвение. Что это такое? Вот человек пламенеет к Богу — возносится, а для этого отвергает всё земное, всё бесовское, всё, что ему мешает. Такой труд не посрамится. Таким трудом человек точно приобретёт Царствие Небесное уже здесь на земле.
Аминь!