Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. 21.01.2024

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Апостол говорит: «Господь одних поставил апостолами, других — евангелистами, учителями, пастырями в совершение святых (т.е. христиан), на дело служения — создание Тела Христова (т.е. Церкви) доколе все не приидем в единство веры, в познание Сына Божия, в мужа совершенна в полную меру возраста Христова» (Еф.4:11-13). В другом месте он говорит: «Болезную о вас до тех пор, пока не изобразится в вас Христос» (Гал.4:19). Т.е. до тех пор болезнует! Пока природа Христова, которую мы в Крещении восприяли, не вытеснит ветхую природу, страстную природу, греховную. И когда это в человеке происходит, ему открывается троичный свет Отца и Сына, и Святаго Духа.

Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что впервые в мире явилась Святая Троица. Мысль о Ней можно встретить предположим и у Моисея, и у Давида. Но впервые является… т.е. одно дело — мысль, а другое дело — явление. Явление Троицы было впервые во время Крещения. Сын крещается, отверзаются Небеса, которые были закрыты из-за греха Адама. Отверзаются Небеса, исходит Дух Святой в виде голубя, и Отец утверждает Своим гласом истину явления Святой Троицы.

Это явление просвещает верующих светом, светом Христовым, светом Святой Троицы. Поэтому ещё называют праздник не только Богоявлением, но и просвещением. Это просвещение делает людей способными воспринимать истину Святой Троицы не плотским разумом, рассудком, но опытом!

Впервые открывается Иоанну Предтече, который видел схождение Святого Духа и глас слышал Отца. Вскоре апостол Пётр совершенно необычайное исповедание говорит: «Ты — Христос Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). В чём необычайность? Они молятся Богу, Который на Небесах и вот перед ними тоже Бог, но другое лицо. И вскоре Сам Спаситель учит о том, что придёт другой утешитель — Святой Дух. Необычайность происходящего в том, что люди способны воспринимать опытом Троичный Свет и единство Святой Троицы.

Апостол (сегодняшнее Евангелие тоже слышим), когда упоминает, что Господь поселяется в Капернауме, вспоминается пророк Исаия: «Земля Неффалимова, земля Завулонова, Галилея языческая. Народ сидящий во тьме увидел свет великий» (Ис.9:1-2, Мф.4:14-16). «И сидящие во тьме и тени смертной»… вот мы посреди тени смертной живём — болеем, умираем и прочее. «И народ, сидящий во тьме и тени смертной, увидел свет».

Просвещение называется праздник! Сам апостол Иоанн Богослов как учит: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Он же говорит: «Бог есть свет»! (1Ин.1:5) В его послании: «Что слышали мы, что видели очи наши, что мы рассматривали, что осязали руки наши — о Слове Жизни благовествуем вам» (1Ин.1:1-2). Это благовестие в том, что «Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы» (1Ин.1:5). И Евангелие своё так и начинает: «Вначале было Слово … и в Нём была жизнь и жизнь была Свет человеков. И Свет во тьме светит (это уже про наш мир «во тьме светит») и тьма Его не объят«(Ин.1:1-5).

Сам Христос говорит: «Я есть свет миру. И тот, кто последует Мне, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Вот это просвещение, Свет Божий, Свет Христов, Свет Троичный нельзя понимать, как некое «понимание», «знание, образование». Очень популярно было в 18-м веке глаголати о просвещении, как о многом знании и образовании. «Век просвещения» — помните такой? Нет! Это не про это, это не про образование! Сколько людей имели прекрасное образование и закончили самоубийством! Не имели жизни в себе. Или предположим мироносицы, когда обрели Воскресшего Спасителя, за ноги схватились Его. Они потеряли и вновь обрели свет и жизнь. Бог есть Свет и Жизнь! «Знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи (Пс.4:7)».

«Явился днесь Вселенной и свет Твой Господи знаменуется на нас»! (кондак Богоявления)

Аминь!