Неделя 32-я по Пятидесятнице. Неделя о Закхее. 29.01.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Преподобный Макарий Великий говорит: «Человеческой природе свойственно и дано ей предначинание. И Господь взыскует от каждого человека это предначинание». Он говорит, что «человек должен вначале понять нечто Божеское, полюбить и проявить это предначинание», т.е. произволение своё, которое дано ему по природе. А чтобы мысль в действие привести, чтобы претерпеть труды и совершить дело — это уже творение благодати Божией. И вот пример такого предначинания, показания своего произволения — сегодняшний рассказ о Закхее. Неделя о Закхее — это знак того, что через месяц Великий Пост начнётся и уже мысли о том: «Как происходит покаяние?» — в душе христианской начинают появляться.

Итак, Закхей забирается на смоковницу, стараясь увидеть Христа. Господь ради этого действия приходит к нему в дом и творит покаяние его, Закхея. Он говорит: «Аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк.19:8). Вот если бы все, кого мы обижаем, получали бы такое воздаяние, да они счастливы были бы за то, что с ними такое произошло! Их обидели, а они получили за это вчетверо! Вот образец покаяния.

И обратите внимание на то, что человек — начальник мытарям, т.е. солидный, не постеснялся забраться на смоковницу, чтобы Христа увидеть. Ещё более яркий пример в Священном Писании — царь Давид, пророк, псалмопевец, который скакал, плясал перед Ковчегом Завета. А жена говорит ему: «Ну, что ты делаешь, ты же всё-таки царь, что подумают, что скажут подданные?» А он говорит: «Нет, буду скакать перед Господом» (2Цар.6:16,20-21). Сколько в нас погибает благодатных движений из-за того, что мы думаем: «А что о нас скажут люди? Что о нас подумают?» А апостол Павел категорически говорит: «Если бы людям старался угодить, Богу не угодил бы» (Гал.1:10).

Вчера на Всенощной читалось Евангелие, которое сегодня имеет прямое продолжение по тексту. Вчера рассказывалось о том, как апостолы всю ночь трудились не поймали рыб и кто-то с берега (они не узнали Господа) сказал, что «ввергните справа и поймаете рыбы» (Ин.21:6). Апостол Иоанн говорит Петру: «Господь это». А почему не Пётр? Пётр почему не узнал? Ведь он был первый из апостолов, который исповедал Иисуса Богом! «Ты», — говорит, — «Христос, Сын Бога Живаго». А теперь слушает Иоанна Богослова — «любовь, которая не отпадает» (1Кор.13:8). Сам апостол Пётр в падении, он ещё не восстановлен в апостольском служении, достоинстве.

Так вот сегодняшнее Евангелие — это как раз та самая рыба, которую уже запекли на костре и ученики едят со Христом, и Господь спрашивает Петра: «Симоне Ионин любиши ли меня больше, нежели они?» (Ин.21:15), т.е. другие апостолы. Обратите внимание, обращается к нему «Симоне Ионин», не Пётр, имя, которое ему Сам Господь дал, потому что апостол пока ещё в отпадении. И далее, что это вообще за формулировка: «любишь ли меня больше, чем они?» Почему это нужно свою любовь как-то соразмерять с тем, кто, как Бога любит? Но апостол Пётр понимает о чём речь. Он был первым среди апостолов! Первым! Иоанн Златоуст говорит, что «он — князь апостолов». А первый, как вы знаете… Ну, кто может быть первым? Какой критерий? Кто первый? Тот, кто больше любит Христа. Любовь! Кто любит больше других, а значит и смиреннее других. Помните в Евангелии? «Тот, кто хочет быть из вас первым, пусть будет всем слугой» (Мк.9:35). И вот ответ человека, который ничего не имеет в душе, кроме Бога: «Так, Господи, ты знаешь, что я люблю тебя». Вторым ответом апостол Пётр ещё более укрепляется, а вот третий, апостол Иоанн пишет, что апостол Пётр опечалился. Опечалился. В этой печали недоверие к себе, как Давид пишет в псалмах: «всяк человек — ложь есть» (Пс.115:2). В этой печали воспоминание того, что он отпал от Бога, отрёкся от Него. Трижды апостол отрекается и тремя вопросами Господь его восстанавливает в апостольском достоинстве.

Святые говорят, что сильнейшим попускаются необыкновенные искушения, такие, которые другие люди не смогли бы понести, вообще не могли бы понести. Для того, чтобы из этих душ возникли души необыкновенной силы, красоты и благодати. И апостол Павел тоже, как вы знаете, был гонителем и убийцей христиан. И вот они, первоверховные апостолы Пётр и Павел, познавшие глубину падения, познавшие немощь человеческую, благодатию Божией не только восстали, но и вознеслись и познали, что такое любовь Божия, что такое милость Божия, что такое домостроительство Божие о человеческом роде!

Аминь!