Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодняшнее воскресение называется «Неделя по Богоявлению». Сам праздник объясняется в названии: «Богоявление», т.е. Бог явился. До 30 лет люди не знали Спасителя. Он приходит на крещение к Иоанну, Иоанн слышит глас Отца, видит Сына Божия и видит сходящего Святого Духа, и говорит людям: «вот Агнец Божий, Который вземлет грех мира» (Ин. 1:29). Бог явил Себя людям в этот момент.
Теперь о Иоанне Предтече. Надо представлять себе очень твёрдо, ясно: то, что совершал Иоанн Предтеча было из ряда вон, Божественным установлением. Весь народ верующий стекался к нему, он был непререкаемый авторитет. Даже Ирод, который, вы знаете, потом усёк главу его, почитал его. Даже фарисеи и саддукеи, как бы не хотелось им не принимать его, они не могли на вопрос, предположим, Спасителя: «Крещение Иоанново было от человек или от Бога?» (Мф.21:25) — они не могли сказать, что нет, не от Бога, они лукаво говорили: «не знаем». И причём посмотрите, ни одного чуда Иоанн Предтеча не сотворил, а имел непререкаемый авторитет. Почему? Все чудеса происходили в душах людей — покаяние происходило в людях. И надо иметь вот, что в виду. Если маловерующие люди редко молятся Предтече, всё равно по милости его всё, что происходит в мире покаянного не происходит без Иоанна Предтечи. Поэтому Господь и говорит: «нет большего рожденного женами, чем Иоанн Предтеча» (Мф.11:11).
Сегодня апостол Матфей говорит (Мф.4:12-17), что Господь после Крещения, после 40-дневного поста в пустыни возвращается и узнаёт, что Предтеча взят под стражу и удаляется в Галилею, в Капернаум и начинает Свою проповедь. В чём разница проповеди Иоанна Предтечи и Спасителя? Иоанн Предтеча говорит: «Покайтеся, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его» (Мк.1:3-4). Спаситель говорит: «Покайтеся, приблизилось бо Царствие Небесное» (Мф.4:17). До Христа была непреодолимая преграда из греха между Богом и человеком. Но теперь Он собирается крестить людей не водою, но Духом Святым! Поэтому говорит: «Покайтеся», т.е. определитесь, что вам дороже — диавольская гордыня или что то же самое — эгоизм, или любовь Божия, а значит — смирение. Преподобный старец Паисий говорит, что любовь и смирение неразделимы, в Божественной любви есть смирение всегда. Также, если есть смирение, неизбежно в нём присутствует Любовь Божия.
В Соловках наши мученики, исповедники не имели вещества нужного для совершения Евхаристии: белого хлеба, вина красного. Совершали Евхаристию на том, что было. Не имели антиминса, совершали Евхаристию на груди исповедников. И в этой атмосфере необыкновенной близости к Богу… Как Иоанн Крестьянкин, преподобный отец наш, говорил в старости, вспоминая: «Никогда у меня не было такой молитвы, как в лагерях». Вот в этой атмосфере родилась служба «Всем Святым в Земле Российской просиявшим». И первый раз эта служба совершалась там, на Соловках и главный автор этой службы исповедник, святитель Афанасий Сахаров, он такое сочинил величание Божией Матери: «Величаем Тебя, Пресвятая Дево, весь мир смирением Твоим озарившая». Слышали: «С кем поведёшься от того и наберёшься»? Хочешь набраться смирения, а значит любви, молись Божией Матери.
Аминь!