Неделя 3-я по Пятидесятнице. 28.06.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Светильник телу — око». Если твоё око темно, если ты даже не видишь, где грех, «то какова же тьма?» (Мф.6:22-23) Преподобный Паисий говорит: «Тот, кто не имеет работы в себе искать грех, тому дьявол даст работу – искать грех в других», т.е. осуждение. Как эта работа происходит? Ведь некоторые говорят: «Да, я знаю, что я грешный». Так это и бесы знают, что они грешные. Вопрос в том, чтобы работа была – искать в себе грех. Как это делается? 

Прежде всего нужно иметь мир в душе. В мутной воде ты ничего не увидишь. Очень важно помнить, есть такой грех: «Не хранил мир в душе». Мир приобретается молитвой. «Стяжи мира и последуй ему» (Пс.33:15). В молитве этот мир стяжается. Но его нужно хранить! Только имея мир в душе, ты можешь рассмотреть очень тонкие эти движения греха, увидеть грех. Не слушай лукавую совесть: «Это мелочь, и то мелочь». И не только грех, но и увидеть то новое, что появляется в душе через покаяние. Это преподобный наш отец Иоанн Крестьянкин говорит, что «духовная жизнь, как дуб из жёлудя растёт», он рассуждает о пользе малых дел. Вот насколько должна быть это тонкая работа, очень премирное устроение души должно быть для этого. 

Теперь, если ты увидел грех… Но, кстати говоря, Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение евангельских заповедей даёт видение греха». Вот, если ты премирно существуешь, молитвенно, ещё помнишь евангельские заповеди, тщательно стараешься их соблюдать, ты увидишь этот грех. Но этого же мало! Великий дар падшему человечеству – покаяние, покаянное чувство, плач покаянный. Именно им исторгается грех из души. Печаль по Бозе, покаянное чувство, плач, это изменение-покаяние нераскаянным, т.е. неизменным, твердым соделывает. Т.е. ты не возвращаешься уже на грех, если у тебя есть это покаянное чувство, плач о грехе, ты не возвратишься тогда ко греху. 

Это, конечно, переживание, оно без молитвы — пустой звук. Эти переживания они должны быть в молитве. Молитва нас утверждает в произволении. Господь в одно мгновение может человека исцелить, очистить от всякого греха, в одно мгновение. Только ты этого ничего не удержишь, ты даже не понимаешь, от чего тебя очистили и что ты получил! Оно же не бывает, что тебя очистили и это пустое место. Если очистили, значит что-то, нечто небесное в тебе должно появиться. Это только так бывает, никак по-другому. 

Итак, если ты молишься… Почему требуется молитва? Ты в этом своём произволении утверждаешь<ся>, ты привыкаешь к хорошему, ты стремишься к нему, это труд. Ты положил труд за какую-то добродетель, за качество какое-то Божественное, поэтому не возвращаешься ко греху. 

Вот сейчас время исповедей, приносят такие большие списки грехов. Но исповедь – это же не бухгалтерия. Во-первых, ты всё не перечислишь. Во-вторых, если ты не молился о грехе, неужели ты думаешь что-то поменяется, что ты назвал: «Я что-то сделал». Если не было работы, переживания, думания, как этот грех не повторить, моления о грехе, это же бесполезно называть грех-то. 

Молиться о грехе нужно сразу и много. Почему сразу? Отцы сравнивают, если ты порежешь руку, ты же сразу же бросаешься промывать и заклеивать, иначе это загноится. С грехом тоже самое. Если сразу не браться за грех — это как снежный ком, один грех к другому. А много, это как Андрей Критский говорит: «Мы должны уметь умолить Бога о грехе». Т.е. помолиться столько, что тебе совесть сказала: «Вот как будто не было греха». Отцы говорят: «В покаянии — спасение». 

Се время покаяния (пост), се время спасения (2Кор.6:2).

Аминь!