… и думают, что с человеком? Разошёлся, кричит и даже не может остановиться. Ведь понимает, что нехорошо делает, но не останавливается, наверно бесноватый. Да, не бесноватый, а это страсть так действует. Как цепями окован человек страстями, за эти цепи его дёргают бесы, крепко держат. Поэтому подвизающийся освобождение от страстей переживает так же, как и исцелённый Гадаринский бесноватый. Сидит при ногу Иисусову, оболчен (то есть одет) в благодать Божию и в здравом уме (Лк.8:35). И видит, где чёрное, где белое, что грех, а что не грех. Ясно видит путь, который ведёт к Богу.
Как избавляются от страстей? Надо думать о грехах. Отчего грех произошёл? Как сделать так, чтобы не повторялся этот грех? Что отцы на эту тему пишут: «Как бороться с этим грехом»? Посоветоваться с духовно опытным человеком! Преподобный Андрей Критский (творец великого покаянного канона) говорит: «Мы должны уметь умолить Бога о грехе». Умел грешить? Ну, сумей теперь умолить Бога о грехе. Надо молиться до тех пор, пока совесть тебе не скажет, что грех прощён. Надо научиться слушать свою совесть. До тех пор молиться, пока она тебе не скажет, что греха как будто и не было, ничего от него не осталось.
Как молиться? У отцов, когда они пишут о страстях, совершенно особой статьёй идёт речь о покаянном плаче — как о великом даре Божием. «Потому что», — говорят они, — «как в Крещении прощаются грехи, так покаянный плач быстро омывает страсти». В покаянном плаче как бы некое греховное вещество изымается из души и на это место вселяется благодать Божия, освящает человека. Он начинает что-то понимать, он мыслит по-другому, а поэтому и живёт по-другому. И это есть по-настоящему покаяние — изменение ума, то есть изменение и духа человека. И надо представлять себе на что меняется человеческий дух. Надо сообразовывать свой дух с Духом Божиим. Надо как стишок запомнить слова апостола Павла: «Плод же Духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых несть закона» (Гал.5:22-23). Заканчивает свою мысль: «Друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов» (Гал.6:2). Наш преподобный Амвросий говорит: «Никакой другой заповеди апостол не прибавил «тако исполните Закон Христов». Настолько велика эта заповедь – «носить тяготы друг друга».
А что это значит? Жить с людьми тяжело. Тяжело, если ты собираешься не грешить. Потому что если такого желания «не грешить» — нет, то легко, конечно. Легко, когда широко и свободно живёшь, легко тогда с людьми жить. А вот если не грешить, тогда тяжело. Тогда надо потерпеть человека, его немощи, его грехи. И всё время одно и то же: ты хочешь одно, а человек хочет другое. Значит необходимо смиряться, поэтому тяжело. Но только есть очень важная вещь — нельзя относиться к этому, как к досадному недоразумению, которое не имеет никакого отношения к духовной жизни. Я, дескать, молюсь, когда в келье, в тишине, вот тут самая главная благодать; вот я пришёл в храм — это очень важное дело. А это что-то такое постороннее, мешающее мне. Нет! То, что ты приобретаешь в келье и в церковной молитве, вот здесь оно проверяется, укрепляется и осуществляется, твои эти приобретения духовные. От ближнего своего, говорят, оправдаешься, и от ближнего своего осудишься (Мф.12:36-37).
Аминь!