Неделя 23-я по Пятидесятнице. Свт. Григория Паламы. 27.11.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня слышим главное: «Возлюби Господа своего от всея души твоея, всей крепостью твоей, всем помышлением твоим» (Лк.10:27). Как это — любить Бога? Как о Христе невозможно сказать, где заканчивается человеческая природа и где начинается Божественная, так и в человеке, любящем Бога, невозможно сказать, где заканчивается человеческая воля, а начинается воля Божия. В этом слиянии воль — блаженство святых. Как говорят: «люби Бога и делай, что хочешь». Потому что хотения твоя сообразованы с Божиими хотениями.

«Возлюби Господа Бога всею крепостию твоею». Об этом в Священном Писании: «стучите, ищите, просите… (Мф.7:7-8) Царствие Божие нудится (Мф.11:12)». Или у отцов: «полагается прилагать тщание к тщанию ото дня в день» и всё это не собственными силами, а благодатию Божией. Как апостол Павел сегодня говорит: «Благодатию вы спасены через веру и это не от вас, но Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился своими делами» (Еф.2:8-9).

«Возлюби Господа Бога твоего всем помышлением твоим» — об этом наверно много мог сказать святитель Палама, чью память сегодня празднуем. Его житие написано святым патриархом Филофеем. Читаем, как он всех учил молиться непрестанно и женщин, и стариков и детей, непрестанно молиться. И его друг, старец Иов спорил с ним на эту тему: «нет, это монашеское дело». И ему, этому старцу, было видение Ангела. Ангел ему предстал ночью и сказал, что тот противится Божией Воле и противится спасению христиан тем, что спорит, что надо не всем молиться, что это монахам. А Григорий Палама говорил, что всем и старикам, и детям…

«И возлюби ближнего своего как самого себя». И законник спрашивает: «А кто ближний мой? Желая (написано) оправдаться» (Лк.10:29). Мы, когда в обиходе говорим «оправдаться», имеем в виду ситуацию, что кто-то клевещет на нас, а мы вот правду говорим о себе, этим имеем в виду слово «оправдаться». Но в Священном Писании это совсем другой смысл. «Оправдаться» значит приобрести праведность, правильность, исправить, очистить душу. Вот чего жаждет законник этим своим вопросом получить от Христа. И Господь рассказывает притчу, как бедный человек попал в руки разбойников (Лк.10:30-35). И священник, и левит проходят мимо, не желают проблем, не желают потрудиться. Находят оправдание себе в Законе Божием. Потому что по закону Моисееву, если человек прикасался к мёртвому, то он осквернялся и уже не мог участвовать в Богослужении. Конечно, не надо путать с современным положением, когда не только душа, но и тело покойного христианина освящены.

Обратите внимание, когда в священном писании мы слышим, видим какие-то обличения грешника, начинаем задумываться, а нет ли что-то подобного и в нас, грешных? И всегда, всегда находим, что да, есть такое. Вот в этой ситуации что? Мы стараемся не общаться с грешниками и правильно делаем. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1:1). Но ведь бывает ситуация, что грешнику требуется помощь или телесная, или душевная какая-то у него рана. И вот тут проходить нельзя, как «самарянин (сказано) сжалился над человеком впавшем в разбойники». Эта жалость из области милостыни.

Нам необходимо научиться не закрывать сердце своё от людей нуждающихся. Можешь помочь материально, делом — Слава Богу, не можешь — не затворяй сердце, ну, хотя бы воздохни, помолись за человека. Если хочешь иметь близких, делай первый шаг, делай людям добро. Ведь удивительно, что даже пустынники, аскеты, которые в затворе, в пустыне живут, когда они в двух-трёх словах говорят, что нужно делать, чтобы спастися, то первые слова обычно: «вера, молитва…» и всегда в конце: «и делай добро людям»! Вот об этом Господь и говорит: «Иди и ты твори такожде» (Лк.10:37).

Аминь!