Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших 26.06.2022  

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

С начала Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна. Отцы говорят, что это духовное Евангелие. По сравнению с синоптическими первыми тремя они его называют духовным. А теперь обратите внимание, когда наступает праздник Пятидесятницы и день Святого Духа, сразу после этого начинает читаться Евангелие от Матфея, но не сначала, а с 5-й главы! Почему так? 5-я, 6-я, 7-я глава у апостола Матфея — концентрированное изложение нравственного учения христианства. Через пророка Господь говорит, что вместо каменных сердец созижду плотяные и на этих сердцах напишу заповеди Своя. Не на скрижалях Моисеевых, каменных, а на плотяных сердцах людей (Иез.36:26). Вот почему сразу после сошествия Святого Духа излагается нравственное учение — суть христианского учения излагается в течение этих недель последующих. И сегодня слышим квинтэссенцию Христианского учения — заповеди блаженства.

Блаженны нищие духом — это те, кто не обременены земными попечениями. Это по сути то, что в Евангелии: «тот, кто душу свою потеряет, тот обретет её ради Царствия Небесного» (Мф.16:25). Это то, что преподобный Иосиф Исихаст говорит: «Я есть ничто, и поэтому для меня Бог есть всё».

Блаженны плачущие. А почему блаженны, почему счастливы плачущие? Как это так? А как же тогда: «Всегда радуйтесь?» — апостол Павел говорит (1Фес.5:16). А в том то и суть, что покаянный плач, как отцы говорят, он радостнотворный. Уже в самый момент, когда этот великий дар посещает человека, покаянный плач, уже в самый момент плача человек чувствует радость, душа чувствует радость. Почему? Она чувствует очищение. Отцы говорят: «Покаянный плач быстро очищает человека от страстей».

Блаженны кротцие. Кротость — это противоположность гневу. «Гнев правды Божией не творит» (Иак.1:20). Хорошо, когда ты на грех гневаешься, но не на человека.

Блаженны алчущие и жаждущие правды. Когда мы слышим в Священном Писании «правда» — это не то, что в русском синоним «истины», это совсем о другом. Правда — это оправдание. Оправдание — это в категориях очищения души, очищения души от страстей, от греха. Правда — очищение.

Блаженны милостивые. Вот удивительно, все мы молимся: «Господи помилуй». Т.е. меня Ты, Господи, помилуй, а врагу: «Накажи, вразуми и прочее». «Суд Божий без милости не сотворшему милости» (Иак.2:13) и «Какой мерите мерою, такою и вам возмерится» (Мф.7:2).

Блаженны чистые сердцем. Чистота сердца — это очищение от страстей. Это суть спасения. Эти люди узрят Бога. И очищение от страстей бывает по главному принципу: «Прощаются ей, грешнице, грехи многие, потому что возлюбила многое» (Лк.7:47). Если ты любишь божественное, ты тогда ненавидишь грех. А если ты ни рыба, ни мясо, ни холоден, ни горяч — этого процесса не может происходить. И эта наша любовь проявляется в том, что у нас имеется непрестанные бесконечные молитва и трезвение. Иначе твой ум — это жилище диавола, «тамо гади, ихже несть числа» (Пс.103:25). Вот только так происходит очищение от страстей.

Блаженны миротворцы. Отцы говорят, это прежде всего, когда человек в себе миротворит, в себе мир стяжает. «Стяжи мир и пожени и» (Пс.33:15), т.е. последуй ему. И есть такой еще грех — не хранили мир в душе. Этот мир стяжается только в молитве. Если у тебя нет молитвы, у тебя мира в душе не будет. А если не будет мира в душе, тебе невозможно будет совершить поставленную задачу: никак человека не оскорбить, никак не задеть, не подать повода ко греху. То, что апостол Павел говорит: «Будьте нежны друг другу» (Рим.12:10).

Блаженны изгнанные правды ради. «Мир», — говорит Господь, — «во зле лежит» (1Ин.5:19). Мир любит грех. А поэтому Бога не любит, ненавидит Бога. Он и Божиих людей ненавидит и не принимает их, Божиих людей. Но христианам… знаете, как апостол Павел говорит: «Для меня мир умер» (Гал.6:14). Т.е. апостолу и христианам этот мир тоже неинтересен. «И я для мира», — говорит, — «умер». Т.е. ты миру не интересен, вот ты со своей святостью, со своими идеями, со своей любовью к Богу — ты миру не интересен. Это толковник говорит: «Замечательно — два трупа: мир и я». Вот какое между ними может быть общение? Никакого! И ради этого весь человек в Царствии Небесном.

Аминь!