Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Обычно весь монастырь, подвизаясь в благочестии, по временам рождает преподобного отца. Бывает, что кому-то из этих отцов даётся редкий дар — руководство душами человеческими. Т.е. человек, святой, может тебе раскрыть волю Божию. Он может помолиться за тебя, чтобы Господь исцелил тебя; он может пророчествовать. Но очень редкий дар, когда Господь даёт руководство конкретного человека, как ему этому конкретному человеку избавиться от конкретных страстей? Это редкий дар, старчество — наставничество душ человеческих.
Исключительное совершенно явление Оптиной Пустыни, когда 100 лет непрерывно совершалось это служение — старцев, которые имели дар руководства душами, редкий дар. И там не один был, а сразу несколько бывало по временам, 100 лет непрерывного служения. Это исключительное явление в истории Церкви вообще! Это драгоценная корона, в которой самый драгоценный большой камень — это, конечно же, преподобный Амвросий. Я хочу, чтобы вы, бывая в нашем храме обратили внимание на слова отцов преподобных, на иконах их.
Преподобный Моисей говорит: «Знай Бога и себя, так и будет с тебя!» О чём это? О внутрьпребывании, драгоценное внутрьпребывание, когда человек имеет непрестанные молитву и трезвение, благодаря которому происходит очищение от страстей. И человек становится другим: целым, здоровым!
«Там где просто, там Ангелов со ста! Там где мудрено, там ни одного!» О чём это преподобный Амвросий? О какой простоте? Которая хуже воровства? Которая о распущенности? Ничего подобного! Именно о той простоте, которая от здоровья. Простота, здоровье, целостность в противовес раздробленности, нездоровью и падшему человечеству. Так и Лев говорит: «Живи проще, Господь тебя помилует»! Они про эту простоту, которая от здоровья души!
Варсонофий говорит: «Монашество — это блаженство». Потому что в результате этого подвига здоровая душа обретается. Но говорит Иосиф: «Царство Небесное не даётся тому, кто лежит на печи, требуется подвиг». Царство Божие нудится. И множество искушений! Из них уныние всех борет. Почему? Человек перестаёт грешить, не даёт кормления страстям, и они начинают унывать. И что говорит преподобный Макарий: «Прежде всего потерпи. И ещё уныние — это синоним расслабления бывает, поэтому прояви трудолюбие и псалмопение».
Только Антоний преподобный говорит: «Кто на Бога уповает, тому Бог помогает». Т.е. ты пойми, что это не ты, своими силами, а только в соработничестве с Богом всё это происходит, только в соработничестве.
Илларион говорит, что «Образ истинного монашества — это смирение!» Смирение в том смысле, что это соработничество Богу, смирение от послушания, послушание от желания творить Волю Божию. В этом соработничестве с Богом происходит спасение.
И наши труды добавляются скорбями Божиими. Вольные наши труды и невольные труды, когда Господь добавляет скорби. Это как мастер-иконописец штрихами некоторыми дополняет и получается шедевр, понимаете, икона необыкновенная! Соотношение твоих трудов и скорбей Божиих!
Поэтому Никон исповедник говорит, что «Терпение скорбей подобно мученичеству». А мученичества суть в чём? Человек отвергается телесного и земного, чтобы приобрести Небесное.
На этом пути нашем очень много сил уходит на людей, люди требуют много сил, они забирают много сил. Но не жалейте этих сил ни в коем случае, мы этим спасаемся! Тем, что ты научишься жить с человеком. Почему? Потому что как только у тебя разделение с человеком, у тебя тут же разделение с Богом.
Что говорит Анатолий младший: «Пожалей и не осудишь!» Ты же видишь, как тебя грех тиранит, ну и этого человека тоже грех тиранит! Пожалей и не осудишь! Великий дар Божий человеку — покаяние!
Илларион говорит: «Смирится, поклонится, да попросит прощения тем же и оправдан!» Кто прав? Кто смирился, тот и прав! Во всех наших разборках: кто прав? Кто смирился, тот и прав! Господь силен Боголюбивые души очистить от страстей и утешить благодатию молитвами святых преподобных старцев Оптинских!
Аминь!