Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Возлюби Господа Бога твоего» (Мф.22:37), — говорит сегодня Господь, чтобы не повторилась трагедия Вселенская, когда диавол отпал и Ангелов с собой увлёк, и людей соблазнил, и человечество отпало от Бога. Для этого сейчас, каждый из нас должен определиться с кем он: с Богом или с диаволом? Это значит определиться по отношению ко греху: ты борешься с грехом или потакаешь греху? «Любовь к миру, ко греху — вражда к Богу», — говорит Господь (Иак.4:4). Поэтому соблюдение просто формальных правил недостаточно. Поэтому мы и слышим: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, всею душею, всем разумением твоим». И Господь не отделяет вторую заповедь от этой, говорит: «Вторая — подобная ей: возлюби ближнего своего, как себя» (Мф.22:39). Для людей, которые находятся в заблуждении, апостол Иоанн Богослов говорит: «Как ты говоришь, любишь Бога, которого не видишь, а брата которого видишь — ненавидишь» (1Ин.4:20).
Человек сотворён по образу и по подобию Божиему. Т.е. он не оригинал, Оригинал — Господь, а мы — копия. Так и эта заповедь, она не оригинальная (в смысле: «возлюби ближнего своего», оригинал — «возлюби Господа Бога твоего»). То есть, чтобы понять эту заповедь «возлюби ближнего» надо проникнуть в эту, главную, первую. И причём отцы говорят: «Невозможно достичь совершенной любви к людям тем, что ты будешь стараться всеми силами, усердно трудиться на благо людей». Невозможно достичь совершенной любви к людям. Только поднявшись к любви Божественной, озарившись ею, освятившись, ты можешь понять, что такое совершенная любовь к ближнему — она подобна этой Божественной любви к Богу. Путь нелёгкий, путь длинный, но отцы говорят: «Тот, кто встал на путь борьбы с грехом — уже получил Царство Небесное, он уже обручён Царству Небесному, оно тебя уже ждёт». Только мы, конечно же, не можем в бездействии пребывать. Сказано: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф.12:30) и «получивши талант (т.е. деньги) человек должен их пустить в оборот, чтобы они прибыль принесли» (Мф.25:14-30), иначе Господь нерадивого раба осудит.
Путь этот, конечно, крестный. Страдания, но не просто страдания, а страдания с уничижением, с оскорблением, потому что только это человека приводит в чувство смирения. Много о себе думаем, думаем высоко. Но этот путь соединяет нас с силой Креста, с той силой, которой трепещут бесы, той силой, которой освящается всё. Возьмите любое таинство Церковное, любое освящение — всё освящается только крестом, всегда крестом.
Богословствуя на тему о кресте преподобный Исаак Сирин употребляет ветхозаветное слово: «шхина», которое означает присутствие Божие, пребывание Божие в данном предмете, проживание в этом предмете или в месте Божества, явление Божества. И он говорит: «Посмотрите в Ветхом завете люди, которые прикасались к ковчегу, умирали. Но эта же сила, никак не меньшая, пребывает в кресте». В кресте, который здесь лежит, который стоит у нас в приделе преподобного Сергия, в кресте, который мы носим на груди. Но почему мы не умираем, прикасаясь ко всему этому?
Надо понять, что это два совершенно разные мира: мир до Рождества Христова и после. Там мир был разделён, как пропастью, грехом от Бога и поэтому прикасавшиеся к этой силе, которая в ковчеге пребывала, люди умирали. Но мы имеем теперь Ходатая, через Христа мы с Богом соединились, милостью от Него и поэтому не умираем, прикасаясь ко Кресту.
Крест — хранитель всея Вселенной, Крест — ангелов слава и наша слава, и демонов — язва.
Аминь!