Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Скинию, которую воздвигнул Бог, а не человек» (Евр.8:2). Что это за скиния, что это за храм истинный, которую воздвиг Бог, а не человек? Апостол говорит: «Не знаете ли, что тела ваши — храм Духа Святого» (1Кор.6:19), и Дух Божий живёт в вас. Человек и Ангелы — вот истинный храм. Через человека будущее обожение тварей, когда будет Бог всё во всём. И помните: «И храма там не будет в будущем» (Откр.21:22), не будет храма, потому что будет Бог всё во всём, через человека.
У нас очень многие первые монахи в Оптиной пустыне пришли в православие через всякие восточные религии. Потому что, чада советского времени, когда люди утратили понимание, какое богатство таится, существует в православии. Всё как-то внешние их восточные аскеты удивляли, впечатляли. Между тем, в первые века именно христианские анахореты, подвижники и отшельники, монахи были в величайшем авторитете у всех языческих искателей Бога и мистики. Они, кстати, спрашивали у отцов: «Что вы такое великое делаете, что имеете такие необыкновенные дарования от Бога?» И отцы отвечали: «Помыслы не принимаем».
Симеон Новый Богослов говорит: «Это дверь жизни и смерти». То есть, если это есть (отвержение помыслов»), то — жизнь, а нет — так смерть. Молитва и трезвение, не принимать помыслы — великое, величайшее дело. Человек, который начинает это дело, он день и ночь гвоздится помыслами от бесов, никуда не скрыться. Вот как только человек начинает за своей душой следить, помыслы его гвоздят день и ночь, и некуда скрыться. Вы знаете, одного спросили монаха: «Кто тебя научил молиться?» Он говорит: «Бесы». Заметьте, что любой бес в одно мгновение уничтожил бы всё человечество, но этого не происходит. Всякий человек (и любой человек между прочим) впадёт и в блуд, и в прелюбодеяние, и в убийство, любой подчеркиваю, но этого опять не происходит. Потому что только, если мы не ищем себе приключений, то только в той мере, сколько Господь попускает, бес искушает человека. Именно той страстью и в такой мере, сколько Господь позволяет. Понимаете? В чём механизм-то?
Для чего? Да, если этого не будет, человек будет думать, что у него всё в порядке. А так он хоть видит, что вот посмотри, сколько во мне страстей и грехов. И начинает с этим бороться, и это его приводит к очищению души. И является необыкновенное таинство, о котором Симеон Новый Богослов говорит: «Это невозможно даже описать словами, когда ум сходит в очищенное (подчёркиваю) сердце, и там неизреченное присутствие Божие ощущает». Более того, в сердце сила словества, когда слова молитвы совершенно особым смыслом озаряются. Это только начало, потому что предстоит человеку самодвижная молитва, которая переплавляет всего человека, и не только вот сердце, как кусочек Неба, а весь человек становится как бы сплошным сердцем и сплошным небом.
И что это удел каких-то исключительных отшельников-анахоретов? Ничего подобного! Мы встречаем свидетельство отцов Оптинских, старцев Афонских, когда купец или молдавский рабочий имеют самодвижную молитву. Ничто не мешает любить Бога! Когда человек слышит о подвижничестве, он почему-то сразу думает, что надо не пить, не есть, не спать. Да, нет! Преподобный Иустин Попович, серб, говорит: «Ты корреспондент? Будь святым корреспондентом. Ты учитель, бизнесмен? Будь святым». Не внешнее надо менять. Как юноша полюбил девушку, что бы ни делал, всё время о ней помнит. Человеку, который любит Бога, ему не надо объяснять, что надо помнить о Боге. Он и так всё это помнит, знает. Ему не надо всё время напоминать, что молитва должна быть непрестанной. Он без того всё время это ищет, понимаете?
Только помните, что надо, как Феофан Затворник говорит, что «непрестанной молитвой может быть одна — когда человек, если может, говорит языком молитву в себе. Но он бывает с кем-то разговаривает или что-то пишет, читает, вот тогда должен человек находиться в присутствии Божием, предстоять перед Богом. Вот только такая молитва может быть непрестанная». Вот она ведёт к этим чудесам, и это для всех, для всех православных христиан.
Аминь!