Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
В притче (Мф.18:23-35) Господь прощает астрономическую сумму должнику — 10 000 талантов. Это образ того, что мы, когда вступаем в Церковь, бесчисленному количеству грехов получаем прощение от Бога. По жизни, пока подвизаемся, тоже много грешим, но не это главное. Главное то, что мы получаем необыкновенный дар крещения, возрождающий нас. То, что мы восстанавливаем способность Богообщения. Человек, который ценит это, всем сердцем становится на путь духовной жизни. Для него не составляет труда простить, если его оскорбляют или даже побьют, я уж не говорю, если там не отдадут какую-то крупную сумму денег. Он подвизается ради того, чтобы пребывать с Богом и преподобный Исаак говорит: «Эти люди уже получили Царство Небесное. Не сомневайтесь, Царство Небесное ждёт вас». Но они хотят уже здесь на земле получить представление… ощутить это Царство Небесное. Подвизаются не только в молитве, посте и воздержании, в трудах, но и в прощении и неосуждении ближних.
А что бывает если человек умом и сердцем в земном, а не в Небесном? Тогда он совершает страшное. Приходит брат, просит прощения о своём грехе, а тот говорит: «Нет, не прощаю». Что делает с такими рабами Господь? В притче Господь говорит: «Злой раб, ввергните его в темницу, покуда не отдаст весь свой долг». А если вспомнить, что долг астрономический, это значит вечность или пока человек не поймёт, сколько ему Господь простил, и как он должен прощать. Ведь он же своего брата, в притче говорит: «Ввергнул в темницу». А что это такое «темница»? Человек, если любит Бога, для него жизненно необходимо иметь мир со всеми людьми. Он всё, что угодно отдаст за то, чтобы восстановить этот мир с человеком, которого он как-то огорчил. И если мы не прощаем такому человеку его греха, мы ввергаем его в эту темницу. И за это на нас гневается Господь. Прощение грехов и неосуждение — это вещи простые, это азы. Если их не исполнять, если не навыкнуть к их исполнению невозможно двигаться к совершенному.
Посмотрите на божественного апостола Павла, как он сегодня говорит: «Что мы не можем пользоваться материальными благами от тех, кому проповедовали? По естеству рассуждаю, что если садовник над садом трудится, он от него питается. И пастырь, если за паствой следит, тоже молоко от него получает». Но апостол Павел своими руками трудился, палатки делал. И говорит: «А что мы не можем иметь помощниц себе женщин, как другие апостолы?» Он этого не делал, он сам трудился, всё сам делал. Для чего? Для того, чтобы не иметь преткновения в своей проповеди, для того, чтобы его проповедь была совершенной. (1Кор.9:5-12)
Так и на Исаака Оптинского, ныне празднуемого, посмотрите. Тридцать с лишним лет был настоятелем Оптиной Пустыни, огромный опыт руководства, имел осияние и усовершенствование от пришествия Святого Духа. Посмотрите на фотографии, сколько там регалий на нём, наград и прочее. Но он, как последний послушник, на коленях стоял и беседовал всегда с преподобным Амвросием. Ничего не совершая без совета с ним и без благословения. Зачем, почему? Ради того, чтобы его служение было совершенным. Отцы предупреждают: «Не успокаивай себя лукавыми мыслями о том, что ты так много лет трудился Богу, что ты может уже не такой молодой, может у тебя здоровье уже не такое, да и ты такой заслуженный в деле работы Богу. Если любишь Бога и стремишься к нему, прилагай тщание к тщательности, прилагай старание к старанию изо дня в день». Апостол Павел говорит: «Ревнуйте о дарованиях больших и еще более совершенный путь вам показую» (1Кор.12:31).
Аминь!