Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех Святых. Перед Петропавловским Постом. 11.06.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Только вчера было отдание Пятидесятницы, а завтра уже пост. Апостол Павел говорит: «Взирайте на начальника и совершителя нашей веры, на Христа» (Евр.12:2). А Он, когда принял Святого Духа в Крещении, «абие (сразу) был возведён на гору искушений» (Лк.4:1). Так и мы, чтобы не быть нам нерадивыми рабами, которые талант спрятали, зарыли в землю, вступаем в пост, чтобы это золото, т.е. эту благодать, которую мы каждый год новую принимаем в Пятидесятницу: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф.12:30)… мы эту благодать пускаем в оборот, чтобы вдвойне отдать Господину своему.

Пост готовит нас к великому празднику Первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие они были апостолы? Святые свидетельствуют, что они готовы были сердце своё отдать за тех, кому проповедовали. И не только за тех, которые принимали их, но и за тех, которые гнали, били и умерщвляли. В одном месте апостол Павел вообще непостижимое говорит: «Желал бы быть отлученным от Христа ради братьев моих, родных по плоти» (Рим.9:3). Т.е. за иудеев, которые в основном не приняли Христа. Пророк Моисей так же молился, когда Израиль сотворил себе тельца золотого: «Или прости, Господи, им грех этот или меня изглади из книги жизни Твоей» (Исх.32:32). В этом вера и любовь святых, всех святых, чью память ныне совершаем. Положить душу свою за други своя (Ин.15:13). И мы имеем всю благодать от Бога, чтобы последовать им.

Апостол Павел сегодня напоминает, как было тяжело праведникам ветхозаветным до Христа. И что они в совершенство своё пришли только вместе с нами. Только вместе с нами они по Воскресении Христовом получили Его, Христову природу. Только в день Пятидесятницы они получили Самого Святого Духа. Потому что до этого не имели лично… Самого Святого Духа они не имели, они имели благодать Святого Духа.

Как Давид говорит: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс.142:10). Но большая разница иметь благодать, энергию, силу Божию или Самого Святого Духа. А мы всё это имеем с момента Крещения. И тем более примем осуждение, если вознерадим о том, что имеем и что можем сотворить.

Что нас отделяет от людей, не от греха, который в человеке, а от самого человека? Что отделяет нас от них, а поэтому и от Бога отделяет? Это связанные вместе с собой вещи. Всякий человек, который хочет избавиться от греха, думает о том, почему произошёл грех? И как сделать так, чтобы не повторялся этот грех? И первое, что нас отделяет от людей — почему мы не можем стать, как говорит один из старцев, «солнышками для всех людей»? Это то, что наши планы не совпадают с планами ближних. Наши хотения, наша воля не совпадают. Но в Евангелии говорит Господь: «Кто принуждает тебя идти с ним поприще, иди — два» (Мф.5:41). Не спеши отказывать человеку в просьбе. Рассмотри, может быть это не нарушит твоего устроения? И принесёт не досаду, а это дело любви принесёт благодать и радость тебе! Рассуди. Не хватает собственного рассуждения, посоветуйся с духовно-опытным человеком.

Далее то, что нас разделяет — деньги. Посмотрите, как мы хотим подороже продать, подешевле купить. За свои труды побольше получить, а другому за труды поменьше дать. Это тоже повод для разделения. Господь же говорит, кто требует с тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю (Мф.5:40). Антоний Великий говорит: «Надо быть щедрым по силам». Щедрость — свойство Божие. Хочешь уподобляться Богу, приблизиться к нему — подражай.

Наконец, наша гордыня и тщеславие. Если кто-то нас пихнёт, а если уж тем более, что-то грубое скажет, тут если уж не ссора, то по крайней мере неприязни, как правило, не удаётся избежать. Но вспомните, сколько злых людей святые обратили к Богу! Побеждай зло добром, говорится. Сам Господь не призвал 12 легионов Ангелов на нечестивых, распинающих его, но молился: «Не знают бо, что творят» (Лк.23:34). И многие возвращались от креста бия себя в грудь, жалея о смерти праведника. Так и нам подобает смириться, ради Бога смириться. Чтобы совершились слова: последние, т.е. смиренные, будут первыми, т.е. великими в глазах Божиих (Мф.19:30).

Аминь!