Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Не единым хлебом будет жив человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Эти недели подготовительные перед постом — это заговенье не только на мясо и молочное, это заговенье на Словеса Божии! Пир Божий сейчас, словес Божиих! Потому что, когда начнётся Пост Великий, там будет совершенно другое. Там будет обычная, как отцы говорят для молитвы — сухая, трудовая, скучная молитва Великим Постом. Поэтому сейчас это цени и заговляйся.
Почему сухая, трудовая, скучная? Потому что никто бы никогда не научился трезвости и духовности. Никогда бы. Вся жизнь его была бы охи, ахи, вздохи, душевное в противовес духовному. Вот для этого сухая, трудовая, скучная молитва. Но чтобы этот путь пройти надо сейчас заговеться на эти словеса. Усвоить, чем ты будешь спасаться? Что тебя будет поддерживать?
Мытарь стремится к Богу, понимает, что между ним и Богом только одна преграда — грех. Поэтому молится ему: «Боже, очисти меня грешного». Человек, когда перестаёт грешить делом, замечает, что а мыслей-то у него сколько греховных! И хорошо бы он быстрее пришёл к такому выводу простому: либо ты живёшь с молитвой в голове, либо у тебя бесконечные помыслы «гади их же несть числа». Нет ничего другого! Либо так, либо эдак. Кто не хочет быть владыкой своего ума, у того диавол будет владыка.
Хорошо, а вот совершенные, у которых самодвижная молитва, непрестанная молитва, духовная молитва, а как же их смирение? В чём их смирение? У них совершенно потрясающий опыт. Какие бы он не приобрел духовные дарования, как только он Бога отлучается, всё это в ничто превращается. В грязь человек превращается, если он от Бога отлучается. Поэтому прилепиться к Богу. И знаете, Григорий Палама, певец Божественной благодати, именно так толкует это смирение, когда говорит о мытаре. Что это человек понимает свою зависимость, для него это желанная зависимость от Бога, с благодарностью.
Постом будет совершенно другая благодать. Это тоже благодать, когда человек в эти святые и особо-тонкие входит дни. Но нет такой покрывающей благодати. Мы сейчас вроде бы и грешим бывает, а Господь милостью Своею, понимая, что мы, если нас не покрыть, просто в уныние и в отчаяние впадём. Хотя и согрешаем, но благодать Божия, покрывающая благодать поддерживает. Но постом такой покрывающей благодати не будет. Для чего? Пора и сотворить какую-то брань. А для этого все повседневные дела оставляй на какие-то другие дни, по крайней мере на первую неделю поста — точно. Как проведёшь первую неделю, так весь пост проведёшь. Вот не будет такой покрывающей благодати и будут, конечно, искушения, борения, будут падения. Для этого вспоминай то, что сегодня мы видим образ Отца. Какой он Отец наш Небесный? Милостивый и щедрый, чтобы у тебя не было уныния.
Когда человек живёт фривольно и свободно, ему бесы говорят: «Ну, Господь милостив, Господь милостив». Конечно, человек впадает в грехи из-за этого. Они ему говорят: «вот видишь, тебя Господь теперь не простит». А отцы святые говорят: «ты живи совершенно наоборот, когда у тебя всё чередом, ты вспоминай, что Господь — праведный судья. А вот когда согрешишь, тогда помни, что милости Божией нет никакого предела».
И наконец, последняя неделя — это о чём? О ближнем, о Страшном суде. Да о том, что ты пойми, все твои подвиги (моления, пощения, поклоны) — это же худое корыто, если ты человека осуждаешь, враждуешь с ним, помыслы о нём плохие принимаешь, дерзаешь вслух осуждать человека. Ты безумный человек, зачем ты трудишься? Это же всё зря. Всё это зря, если ты не понимаешь, что человека нужно никак не задеть, не огорчить, не оскорбить и прочее. Вот эти все словеса Божии надо о них не только думать-размышлять — их надо складывать в сердце своё. Как помните о Божией Матери сказано? Что Она словеса Божии слагала в сердце Своем. Тогда наши недели подготовительные не пройдут зря.
Аминь!