Неделя 4-я по Пятидесятнице. 02.07.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сотник-язычник просит Спасителя не за мать, не за жену, не за родственников, за слугу (Мф.8:5-10). И это уже говорит о его братолюбии. Да, как еще просит: «не достоин да под кров мой внидеши, только слово скажи». Удивляет этим Спасителя. Христос говорит: «И в Израиле не нашёл такой веры». Откуда эта вера? От смирения. А смирение от исповедания своего недостоинства: недостоин, чтобы Господь вошёл в его дом. И апостол Пётр также, когда знакомился со Спасителем, при чудесном лове рыбы, говорит Спасителю: «Отыди от меня, Господи, я человек грешный» (Лк.5:8). И поэтому он первый произносит непостижимое для людей исповедание, человек Христос Иисус — Бог. «Ты», — говорит Пётр, — «Христос Сын Бога Живаго» (Мф.16:16).

«Стяжал еси смирением высокая». Смирение — в других языках «низкое», стяжал низким — высокое. Тем, что принизил себя. Преподобный Давид Гареджийский пешком дошёл от Грузии до Иерусалима. И увидев Иерусалим, сказал, что недостоин внити в этот город и взяв камешек повернул обратно. А Патриарху Иерусалимскому было откровение, что он всю благодать Иерусалима с собой забрал. В Грузии, в Тбилиси в Патриаршем Соборе до сих пор хранят этот камешек, от которого множество чудотворений было.

Это я не к тому говорю, чтобы бегать от святыни, а о том, чтобы помнить свой чин. Мы существа падшие и много согрешаем перед Богом и новоначальные, и средние, и совершенные. Другое дело, что разные степени греха. И совершенные слёзно переживают даже отклонение от воли Божией. Притом помнят, что человеческая природа удобоприклонна, очень быстро от хорошего меняется к плохому. Пророк царь Давид впал в прелюбодеяние и убийство. Ап. Пётр впал в отречение от Бога, апостол Иуда впал в предательство и не покаялся. Памятование того, что мы много согрешаем и того, что мы немощны перед грехом, оно даёт человеку смирение.

Отцы говорят, что смирение ещё возникает у человека от послушания. А как это? Смысл послушания не в том, чтобы исполнять всё, что тебе сказали. Представьте себе, если это слепой вождь слепых. Что из такого послушания получится? Смысл послушания — научиться творить волю Божию. Для этого человек тщательно изучает Словеса Божии: Священное писание, писания святых отцов, в совете с духовно-опытным человеком. Не тот, кто имеет духовный сан, а тот, кто сотворил и поэтому может «искушаемым помощи». И развитие этого, всё более совершенного творения воли Божией, приводит к тому, что человек уже не различает, где его, человеческая воля, а где Божеская. Он идёт по стопам Спасителя, в нём, во Христе, совершенно сочетаются человеческая и Божественная воля.

Не тиран Господь, не то, чтобы он хочет нас смирить, но смирение — это качество Божественное. Не превозноситься ни над кем. Пример такого смирения приводит сегодня апостол Иуда, брат Господень, в рассказе о том, как спорил архангел Михаил с дьяволом о теле Моисея. Говорит, что не смел произнести укоризненного суда, но только сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). Вот оно, даже над дьяволом не превозносился, не смел сказать суда. Но что нам, если мы из памятования грехов своих и памяти немощи, из желания и старания творить волю Божию приобретём смирение, что нам от этого? Смирение неотделимо от любви. Имеешь смирение, имеешь любовь. А если имеешь любовь, то имеешь Бога.

Сегодня апостолу Иуде, его память ныне совершаем, Господь отвечал: «Любящий Меня соблюдает слова Мои. И будет возлюблен Отцем Моим и Я его возлюблю. И Мы придём к нему и сотворим обитель у него» (Ин.14:21-23).

Дай Бог каждой христианское душе понять, что нет ничего более утешительного, счастливого и драгоценного, чем такое общение.

Аминь!