Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня день памяти Всех святых в земле Русской просиявших. Думаете ли вы, что кто-то из них достиг святости без постоянной молитвы? Вообще, можно ли чего-либо достигнуть не живя постоянно с молитвой?
Сейчас время поста, время поговорить о молитве. Тем более пастырей упрекают за то, что они не учат молитве. Молитва — не только прошение. Хотя в прошениях надо помнить: «ищите прежде всего Царство Небесное, а всё остальное приложится вам» (Мф.6:33). Чтобы наши молитвы не сводились к тому, чтобы было здоровье и «чтобы всё было хорошо». Потому что бывает, что болезнь — подвиг очистительный, тогда надо просить не исцеления, а терпения в болезни. А по поводу того, «чтобы всё было хорошо» надо помнить, что Господь обещал тихую пристань, а плавание тихое не обещал. Жизнь на земле — подвиг. Но просить то, чтобы всё случающееся с нами мы переносили в мире — это мы должны просить.
Надо научиться благодарить Бога, благодарить не только за хорошее, но и за плохое. Отцы говорят, что человек, когда умирает, он благодарит за плохое, потому что в результате этого он хоть чуть-чуть получше стал. И мы хирурга, врача, который нас лечит, не бьём по рукам, а благодарим. Так и Бога надо благодарить за плохое, случающееся с нами, чтобы не лишиться нам покаяния.
Высшая форма молитвы — это словословие. Но не думайте, что это, чем больше скажешь «Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже», то это и получится славословие. Ангелов Божиих, служащих Богу, святых Божиих угодников наполняет Божественная энергия, слава, сила, сияние Божее, побуждая их к словословию.
Молитва может быть словесной, когда человек молится и верит, что Господь его слышит. Первый дар в молитве, необыкновенный дар — это нерассеянность. Человек, как прожектором наводит внимание своё на слова молитвы, и она, молитва, не рассеивается.
Молитвы бывают сердечные, когда в результате возрождения природы человеческой воссоединяются ум и сердце. Человек имеет как бы небольшой кусочек неба в себе, ощущает присутствие Божее, слова озаряются особенным глубоким смыслом.
Молитва может быть самодвижной, когда благодатию Божией всегда она действует в человеке и человек научается ангельскому языку. Когда… Обычно человек мыслит целыми предложениями: «пойду туда-то и сделаю то-то», а здесь в одной точке, в одном мгновении вся мысль заложена — на этом языке он способен разговаривать с Ангелом-хранителем. И возрастая, он на этом языке разговаривает и с Богом, и с Богородицей, и со святыми. Милостив Господь — не только мы говорим Ему что-то, но уже и способны что-то слышать от Него.
Отцы говорят, что в молитве не надо ничего искать, кроме внимания. И вы думаете, что? Много написано книг о том, как научиться молитве? Как научиться вниманию? Да всего одна фраза во всём мире об этом: «заключать ум в слова молитвы». Т.е. не общим помолом, а каждое слово услышать, в каждое слово заключить свой ум. Господи. Иисусе. Христе. Сыне. Божий.
Если будешь внимательно молиться, будешь уставать, тогда обязательно оставь молитву, но не вни-ма-ни-е. Внимание, как раб купленный работает с утра до вечера, пока не спишь. Устал от молитвы? Обратись вниманием на присутствие Божие — это тоже своего рода молитва. «Ходил», — говорит Господь, — «Енох пред Богом и взял его Господь на небо» (Быт.5:24).
Аминь!