Сретение Господне. 15.02.21

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Напомню, что в 270 г. до Рождества Христова было решено перевести Библию с еврейского на греческий. Перевод осуществлялся в Александрии, культурная столица Римской Империи! Помните библиотека необыкновенная Александрийская. 72 толковника-переводчика собрались. Еврейский текст был в древности таким образом составлен, что там отсутствовали гласные. Поэтому уже само чтение подразумевало традицию толкования. В этом смысле для нас этот перевод древнейший, который называется Септуагинта (от слова «семьдесят» толковников), он имеет особое значение. Он фиксировал ту, ещё верную традицию, когда не было искажения от того, что после страданий Спасителя возникла богоборческая струя в иудействе.

Один из толковников-переводчиков, Симеон, переводил книгу Исаии, где сказано: «Се Дева во чреве приимет и родит сына и нарекут Ему имя Еммануил, еже есть сказаемое: С нами Бог» (Ис.7:14). В еврейском оригинале слово «алма» означает и молодую женщину, и деву. Там нет в еврейском различия. По естественному рассуждению собирался Симеон перевести как «молодая женщина», и тут произошла эта история с ним. Она могла произойти только со святым человеком! Как это? За то, что он не так перевёл, ему такое, можно сказать, наказание — 270 лет теперь ждать Спасителя. Это только со святым человеком могло случиться. Это какое-то ему было всё-таки внушение Святого Духа, что не «молодая женщина», а «дева»! И по естеству он противился и отсюда эта история, что он 270 лет подвизался в подвиге! Помните сказано: «Кто со мной не стяжает, тот расточает!» (Мф.12:30) Уму непостижимо — 270 лет пребывать в подвиге!

Обычные люди в миру мечтают подольше пожить и даже о бессмертии в этом мире, в этом теле жить, как можно дольше. А что эта жизнь для святых людей? Подвиг! Необыкновенный подвиг! Борьба с грехами!

Исаак Сирин говорит предположим, что смерть для христианина, для святого человека — это разрешение от трудов, от болезней, от стыда! Потому что тело это падшее, кроме всякой болезненности ещё имеет естественные отправления, а ещё стыда, потому что святые необыкновенную борьбу ведут с легионами, с полчищами духов злобы поднебесной.

Одному святому было такое видение о последних временах — бесы сидят по деревьям и поют: «Прекрасные времена наступили, не надо трудиться, люди сами греха ищут». Другой христианин с одним бесёнком, с одной страстишкой не может справиться, а святые с легионом боролись. И, конечно, в этой борьбе они по временам побеждались. Как у Иоанна Кронштадского читаем, что он вот пишет, что «я раздражался». Но это же было, во-первых, на мгновение! Во-вторых, от того, что это была борьба с легионами бесов и, в третьих, для них этот грех был поводом ещё больше принести покаяние Богу, ещё больше к Богу приблизиться! Понимаете, в чём радость-то! Вот 270 лет такого труда у Симеона.

Мы каждый вечер слышим на Вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко» (Лк.2:29). Это отцы поместили в Богослужение для христиан, которые весь день трудятся в духовной борьбе, какое-то очищение получают от этого и вечером, в утешение они какую-то благодать Божию приобретают. В результате того, что душа очищена и теперь эта Благодать Божия вместилась! А иначе никак не может быть посещения. И такое посещение оно вначале бывает иногда и по чуть-чуть, и понемножку, а так, чтобы ярко — ну, не так часто! Но в процессе духовной жизни, это всё более и более, с геометрической прогрессией сила и частота этого посещения. Так что апостол пишет: «Умерщвляемся каждый день» (Рим.8:36). А если умерщвляемся каждый день, то и воскресаем каждый день! Говорит апостол, что «мы в себе мертвенность Христову носим, чтобы иметь его и жизнь» (2Кор.4:10). Мертвенность — это ко греху, к земному, к этой жизни, но зато человек имеет жизнь, благодать, свет, радость в Боге!

Аминь!