Неделя 7-я по Пасхе. 28.05.2017

←Вернуться назад

Господь повелевает «не отлучаться от Иерусалима, но ожидать, когда облечётесь», — говорит, — «силою свыше» (Деян.1:4,8). Сейчас время, когда мы ожидаем пришествия Святого Духа (через неделю День Сошествия Святого Духа). Не только ждём, но и размышляем о том, а какой Он — Святой Дух? Сам Господь Христос говорит, что «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Дух Христов — Дух Святой. Сам Дух Святой Он тоже такой — кроткий и смиренный.

Ещё в Ветхом Завете Илия узнавал, что «Господь не в громе, не в молнии, не в землетрясении, а в гласе хлада тонкого» (3Цар.19:11-12). Очень трудно нам вмещается то, что Господь Великий и Всемогущий вот Такой <кроткий и смиренный>.

Апостол Павел говорит: «Будьте нежны друг другу» (Рим.12:10), потому что Господь Такой. Но нежность Господа проходит мимо нас, потому что мы выбираем утешение не небесное, а земное выбираем утешение. Наверное легче научиться трудиться и подвизаться с Господом, а научиться отдыхать с ним и праздновать — тяжелее.

Преподобный Антоний Великий говорит, что подвижник, ищущий благодати Святого Духа, должен быть скромнее и более кротким, чем отроковица. Потому что Господь Такой. Казалось бы сегодняшние чтения должны тоже говорить об этом и как-то наводить нас на мысль о том, какой Святой Дух? Но и Апостол, и Евангелие, и календарь предлагают нам другой взгляд на тему: «О единстве» — говорит и апостол, и Евангелие, и воспоминания отцов Первого Вселенского Собора.

Апостол Павел, собираясь идти из Азии в Иерусалим (Деян.20:17-32), прощается с пресвитерами, которых призвал, потому что по городам Святой Дух свидетельствует, что он больше никогда не увидит их. И его прощальное слово о единстве Церкви. Он говорит, что придут лютые волки, которые захотят расхитить стадо и среди вас восстанут люди, которые будут учить превратно, потому что хотят приобрести учеников себе. Зачем? А потому что пользоваться от этих учеников, властвовать, тешить своё тщеславие, пользоваться материальными благами от них.

Господь идя на крестную смерть, зная, что Его ожидает Воскресение и Вознесение к Отцу, молится тоже о единстве учеников. «Да будут», — говорит, — «едины, как и Мы едины», — молится Отцу (Ин. 17:21). Отцы Первого Вселенского Собора предложили всем последующим Соборам образец решения недоуменных вопросов в Церкви — соборно — «изволися Духу Святому и нам». Но почему эта тема единства в связи с ожиданием пришествия Святого Духа? Да, потому что невозможно получить благодать Святого Духа, если ты находишься в ереси или в расколе. Какие бы ты подвиги не нёс, не получится ничего. Возьмите к примеру Ария, которого осудил Первый Вселенский Собор. Был очень строгий подвижник: постился, молился, не спал, не ел и что? Закончил, как Иуда: «расседеся чрево его», т.е. вывалились кишки.

Более того, этот дух ереси и раскола он несчастным, находящимся в прелести, помогает, помогает подвижничать. Вспомните, к примеру, историю епископа Никиты Ростовского, когда он еще был иноком Киево-Печерской Лавры и находился в прелести, цитировал весь Ветхий Завет. Или недавний пример с преподобным Паисием Святогорцем, когда там человек, находящийся в прелести никогда не пил воды. Он так для себя решил, что это великая добродетель. За послушание выпил два глоточка и тут же потребовалось целое ведро, чтобы насытить его чрево. Подвижники же благочестивые, православные никогда не несут подвигов до тех пор, пока не избавятся от гордости и от тщеславия. Господь не даёт им этих подвигов. Потому что только в приложение греха и в осуждение, в ещё большее возрастание тщеславия и гордости эти будут подвиги.

Вспомните, как Амвросий Оптинский говорил про Нектария нашего отца же: «проспится, всем пригодится». Когда человек избавляется от гордости и тщеславия, тогда и начинаются подвиги. Тогда он не считает, сколько он пил или сколько он ел, а вместе с апостолом Павлом говорит: «А живём ли — ради Бога живём; умираем — ради Бога и умираем» (Рим.14:8). Тогда приходит Святой Дух, очищает человека, делает душу чистой, целомудренной, способной любить Бога, стремиться к Нему, с желанием служить Богу. Ни в коем случае не ради своей славы, а только ради Славы Божией.

Аминь!