Неделя о слепом. 21.05.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Почему эти 40 дней Пасхи мы не читаем «Царю Небесный Утешителю прииди и вселися в ны»? Потому что Воскресший Господь с Отцем и со Святым Утешителем Духом уже с нами. Почти 4 месяца каждая неделя имела какое-то особое название: «О мытаре и фарисее», «Торжество Православия», «О Фоме». Сегодня последняя неделя в этом ряду, последняя перед Вознесением, перед ожиданием Пятидесятницы.

Отцы говорят, что Господь ничего так не ценит, как способность человека и желание мгновенно, тут же отозваться Богу и совершить Его волю. Об этом неделя о слепом. К примеру вспомните, как Господь, желая исцелить ослепшего Савла, будущего Павла, призывает Ананию: «Анания, Анания». «Я, Господи» (Деян.9:10). И тут же идёт, исцеляет апостола Павла.

Ученики спрашивают: «Кто согрешил — человек или родители, что он рождён слепым?» Т.е. в то время считалось, что причина болезни только грехи. В наше время протестанты пошли ещё далее. Они говорят, если человек богатый, он Богу угодил. А если бедный, то не угоден Богу. Вот такая извращённая мысль. Но скажите, вы встречали когда-нибудь человека в духовном смысле приличного, который живёт широко и свободно? Нет такого! Только человек, у которого жизнь была претрудная и прескорбная, хоть на что-то похож. Он не «червь и поношение человеков» (Пс.21:7), он не похож на тех, кто «уподобился скотом несмысленным (Пс.48:21).

Апостол Павел и Варнава учат в Деяниях: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14:22). Почему только так? Потому что духовный дар, который приобретается без труда, не ценится. При ближайшем искушении бросается в грязь греха и топчется.

Господь исцеляет слепорожденного в субботу и ему предстоит исповедничество, потому что его тут же влекут к фарисеям, которые говорят, что не подобает исцелять в субботу. По-человечески: «А почему Господу не исцелять в будни?» Тогда не будет никаких гонений, тогда можно будет спокойно проповедовать. Апостол Павел говорит: «Если бы человекам угождал, Богу не угодил бы» (Гал.1:10). Христос чтит Отца, а Тот духовные дары раздаёт по субботам, в Праздники Господни. Т.е. в нашем случае это воскресный день, после Воскресения Господня. Поэтому нам ни в каком случае нельзя пропускать Воскресные службы. Мы ими питаемся всю неделю, мы дары духовные в них получаем. В Воскресение утром не рассуждается, какое у меня настроение и хочу ли идти в Храм? Не обсуждается. Встал и пошёл.

Родители слепорождённого говорят: «Не знаем, как исцелился. Он взрослый, сами спросите его» (Ин.9:21). Боятся отлучения от синагоги. Т.е. это было отлучение от сообщества и соответственно материальные трудности. А вот слепорождённый не боится, исповедует Христа. Что его движет? Любовь движет. Желание поделиться этой радостью Богообщения с окружающими. И это Божественное имеет происхождение.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Не достаточно было Святой Троице пребывать в Самом Себе в Любви, но Любовь желала излиться на других, поэтому Господь творит Ангелов и человеков». Вы знаете, как часто бывает, человек уверовал и тут же хочет поделиться своей радостью с родственниками, с друзьями, но часто встречает агрессию, раздражение, ненависть. Вот это исповедничество. И поскольку исповедничество — это дело действия Любви, оно приближает нас к Богу. И сразу после этого исповедничества бывает посещение Божие. В нонешнем Евангелии (Ин.9:1-38) Господь Сам находит слепорожденного и говорит: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» «И кто Он, Господи, чтобы веровать?» «И видел Его, и говорит с тобой». И слепорожденный говорит, сказано: «Верую» и поклонился Ему. Вот оно, вот оно — эта способность и желание мгновенно, тут же услышать Бога и сотворить Его волю.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!