Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. 23.04.2017

←Вернуться назад

…неделю спустя после Своего Воскресения Господь говорит своим учеником: «как Отец послал меня, так и я посылаю вас» (Ин.20:21). Апостолы прошли школу обучения, когда Христос жил с ними рядом. Они вместе с ним прошли Крест и Воскресение Его, они приняли Святого Духа и только тогда способны были понести Слово Божие в мир и дело Христово продолжить.

Апостол Иаков говорит: «не становитесь все учителями» (Иак.3:1). Т.е. прежде чем учить кого-то, надо самому научиться. Прежде чем исцелять кого-то, надо самому исцелиться. И прежде чем показывать путь к совершенству кому-то, надо самому стать совершенным.

«Бойтесь лжепророков, лжеучителей», — Господь говорит (Мф.7:15). И Он даёт очень понятный нам образ «пастуха и овец». Овцы знают голос своего хозяина, так и каждый христианин, он благодатию Божией, благодатию Святого Духа водится и направляется к Божиим учителям и наставникам. Иоанн Кронштадский говорит: «Господь приводит ко мне людей, Господом я владею их умами и Силой Божией исцеляю и исправляю их». Для того, чтобы не попасть в ученики слепому и вместе с ним не впасть в яму, нужно руководствоваться благодатию. Иоанн Богослов говорит: «вы имате помазание Святаго и вести вся» (1Ин.2:20). Благодать Святого Духа руководит человека.

Почему по-видимому духовные люди бывает дают на один и тот же вопрос разные ответы? От разной степени совершенства. Человек, который имеет сердечную молитву может помолиться Богу и получить ответ в форме: «да»/«нет» и больше ничего. Имеющий бесстрастие может разговаривать с Ангелом-хранителем, как два чистых ума беседуют друг с другом без слов. Но только человек, который восприял от Господа Святого Духа и возрождён Святым Духом, только он мыслит, думает так, как Бог, подобно Богу.

Через апостола Исаию Господь говорит: «Мои мысли не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути, они отстоят как небо от земли» (Ис.55:8-9). Поэтому, если нужно решить какой-то важный, сложный вопрос, нужно обратиться к общецерковному авторитету. Их, как правило, бывает очень мало на земле. Вопрос, который попроще, в состоянии решить человек просто благочестивый, который руководствуется Священным Писанием, святыми отцами и трезвым рассуждением.

Но давайте перейдем к теме сегодняшнего дня, к апостолу Фоме. У нас есть такое повседневное выражение: «Фома неверующий». Это что апостол Фома не имел веры? Вера — это устремление к невидимому и любовь к нему. Апостол Фома, когда Господь говорит, что Он, Господь, восходит в Иерусалим, говорит: «И мы пойдём и умрём вместе с ним» (Ин.11:16). Т.е. была вера, конечно, да ещё какая! Но устроение у апостола Фомы совершенно особенное. Ему недостаточно только душою устремиться к Богу невидимому, ему необходимо всем существом, всем составом своим слиться с этой истиной. И Господь промыслительно употребляет это свойство Фомы. Он не присутствует в первый день Воскресения со всеми апостолами для того, чтобы мы все удостоверились через неделю, что Господь воскрес не только душою, но и телом! Он прикасается к рукам Спасителя, к его язвам и к ребрам.

Благодаря этому же мы узнали то, что Божия Матерь воскресла с телом, благодаря апостолу Фоме, который опять не присутствовал на её погребении. В песнопениях богослужебных есть такие строчки: «О, доброе неверие Фомино». Благодаря такой вере, которая требует от апостола Фомы не только душою, но и всем составом почувствовать и восприять это, мы всё это имеем.

И наконец сегодня, в Деяниях апостольских, есть предмет восхищения отцов. Деяния говорят о том, что Иерусалим и все окрестности приносили больных, чтобы хотя бы тень апостола Петра прикоснулась к ним, и они исцелялись (Деян.5:15-16). Господь, когда жил на земле, говорил апостолам: «верующий в Меня не только сотворит то, что Я творю, но и больше сих сотворит. Потому что Я иду к Отцу» (Ин.14:12). В апостолах Христос действует усовершившийся! Он, который претерпел Крест и Воскресение, вознёсся на небеса, сел одесную Отца и полноту власти получил над миром. Поэтому ещё большее апостолы творят, чем Сам Христос. В них Господь действует. И это восхищает отцов! Они говорят, что могущество Божие сказывается не в том, что Сам Господь творит необыкновенные чудеса, но что даёт возможность людям творить эти чудеса и ещё большие! Потому что Господь усовершился и сидит одесную Отца.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!