Неделя о блудном сыне. 16.02.2025

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

О подготовке к Великому Посту, о посте и молитве, о Божественном радостнотворном плаче.

Заговенье — это не только и не столько про пищу (про еду), сколько про благодать Божию и про словеса Божии. Не единым хлебом будет человек жив, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4). Вот мы и сейчас не только о какой-то пище заговляемся, но прежде всего о благодати Божией. Это о чём речь? Сейчас благодать Божия преобильно нас покрывает. Любой человек впадёт и в блуд, и в убийство, но этого не происходит, благодать Божия его покрывает. Это надо смиренномудрие о себе иметь точное. Ты можешь сотворить всё, что угодно. А то, знаете: «Я согрешил, я от себя этого не ожидал». Вот ожидай! Ты понимай — это благодать Божия тебя покрывает. Вот сейчас эта преизобильно покрывающая благодать Божия на нас. Чтобы мы прочувствовали вот это Царствие Небесное, если ты в благодати Божией пребываешь, в которой нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Это заговенье на эту благодать, на эту свободу. Потому что когда начнётся Пост Великий, там эта благодать будет изъята. Для чего? Для того, чтобы обнажилась твоя душа, все страсти были доступны бесам. Чтобы они дергали, как за цепи за эти страсти, а ты видел, что ты есть на самом деле. И чтобы Пост прошёл тихо, спокойно и благоприятно, ты от всякой суеты (я уж не говорю от развлечений), по возможности от бытовых всяких вещей удаляйся. Внутрьпребывание (в молитве, в Боге) имей, чтобы это прошло тихо, спокойно и с результатом. Но вот сейчас это заговенье на эту благодать Божию, преобильно изливающуюся. И не только на эту энергию Божественную, свет Божий, но и на словеса Божии. То есть вот эти недели подготовительные нам дают преизобильное питание для рассуждения.

Неделя о мытаре. Солидный человек, начальник мытарям залез на дерево. Ну, как это? Помните, было такое событие, когда Давид… Нашли Ковчег, который был потерян, Ковчег Завета, великая святыня, величайшая. И вот он перед ним скакал, а супруга говорит: «Нет, ты так не делай, ты же всё-таки царь». Он говорит: «Нет, буду скакать пред Богом» (2Цар.6:14-21). Вот такая радость. Чтобы твоему стремлению к Богу никакие условности человеческие не мешали. О мытаре и фарисее.

Мы ещё будем говорить о плаче. Он же рождается от того, что ты грехи свои видишь. Отцы говорят: «Ангела увидеть Божия — невеликое дело, вот свои грехи увидеть — великое дело». И если ты, как фарисей: «Ну, я вроде как не хуже других, другие вот разбойники, а я и в храм хожу и всё такое» — это смерть. Ты никогда же ничего не увидишь, ты ни в какое покаяние не придёшь.

И нынешняя неделя о блудном сыне. Это какое надо усвоить представление о Боге? Какой Бог? Вспомните, есть такое у нас песнопение, когда Господь сорок дней был на земле Воскресший, а потом возносится — праздник Вознесения. И там такие песнопения: «Отец ждёт Сына Своего, ждёт на Небеса Восходящего». Вот нас ждёт то же самое. Мы усыновлены Ему через Христа. Ждёт, когда это корыто свиное мы оставим и всё-таки обратимся к Богу. Только святым это открывается — насколько Господь нежен к нам. У апостола Павла есть такие слова: «Будьте нежны друг к другу» (Рим.12:10). Это непостижимо. Не только щедр и милостив Господь, но Долготерпелив и Многомилостив. Это непостижимо вот, какой Господь. «Льна курящегося не угасит, трость надломленную не переломит» (Мф.12:20). Вот как Господь к нам относится! С какой нежностью. Вот надо помнить это всегда, когда будет Великим Постом искушение, уныние, отчаяние всякое, не дай Бог находить, помнить, что Господь ждёт. Ждёт Господь.

Все, конечно, знаем, что род сей, то есть бесы, а по сути это относится к нам. Помните, Господь говорит: «Грядёт князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30). Вот в нас что бесы имеют? Страсти. Есть такие песнопения: «от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею кровию». В нас бесовская кровь! И что это за бесовская кровь в нас? Страсти! Вот это бесовское! Как человек избавляется? Мы знаем точно — постом и молитвою.

Преподобный Марк Подвижник говорит: «Никто же не сеет на землю, если не вспашет её, там же ничего не взойдет. Так и молитва, она никакого плода не принесёт, если будет без поста. Пост — это вспахал, молитва — это посеял. Можно и по-другому сказать. Но если ты постился (вспахал) и не молился, у тебя голова на плечах есть, ты чего постился, зачем? Человек постится для того, чтобы посеять, чтобы молиться, а иначе это диета, а не пост.

Многие из нас болеют. С этим очень просто — поститься надо по совести. И ты должен лучше, чем врач и духовник знать своё здоровье. Принцип простой — пост не должен вредить здоровью. Ты по совести, сколько тебе Бог дал, постись. Уже сама болезнь тело ослабляет и умягчает, уже она вспахивает эта болезнь твоё тело. Помните: «сила Моя в немощи совершается» (2Кор.12:9). Вот эта болезнь, если у тебя есть, тебе что… Это здоровые постятся по полной программе, а ты уж сколько можешь постись. И всё будет на месте.

И теперь главное молитва, молитва, молитва. Очень важно знаете, какую вещь уяснить? Человек должен по возможности скорее пройти вот этот путь. Сначала научился утренние, вечерние молитвы читать, потому что проблема во сне. Сон — это сплошное охмурение. Ты когда трезвый, когда бдишь, сколько на тебя влияния бесовского, а когда спишь, тем более. Поэтому проблема — надо уснуть, помолившись перед сном, надо возбнуть от сна, отрезвиться утренней молитвой. Научился этому. И Евангелие читаешь, чтобы жить по Евангелию. Хорошо, это всем новоначальным. Дальше. Всё-таки, совесть говорит о том, что надо как-то душу питать молитвой. Человек начинает читать какие-то каноны и Псалтирь. Очень большой урок и очень большое открытие человек совершает, когда видит, что если он с утра, прежде чем идти куда-то что-то делать, много помолился (час-два), то видит, что совершенно по-другому день проходит, прямо как по рельсам, легко и просто, с благословением, во свете Божием, всё пролетело на одном дыхании. Следующий этап, он видит, что вот хорошо утром молился, прошёл час-два, чувствует, что как-то растворяется эта благодать, оскудение происходит. У отцов есть такой образ, когда металл накалишь, он такой красный, на него никакая пакость не садится. Ну, а если остынет, то всякие там мошки, всякая пакость будет садиться. Вот так и мы. Когда чувствуешь, что в течение дня как-то оскудение, надо добавлять, надо помолиться. И ещё, следующий последний этап, когда человек приходит к простой мысли. Либо у тебя внутри молитва, либо всякая пакость, всякие помыслы. Даже это парение: «Что было? Что будет?» — это вообще ни о чем, это не с Богом. Невозможно Богу дать человеку ничего, потому что вот дай, и тут же все потеряет. Прилепиться к Богу. Вот это стяжание молитвы, надо как можно быстрее пройти. Когда человек приходит к мысли «молись всегда и везде» (1Фес.5:17-18), как Апостол Павел пишет, вот тогда начинается дело. Вот тогда оно только начинается. А до тех пор шаг вперед, два назад. Это о молитве.

И вот, наконец, о плаче. Почему у отцов это всегда особой статьёй? Они говорят, потому что плачь быстро омывает страсти. Человек быстро исправляется. Быстро совсем другим становится. У Иоанна Лествичника вообще такая мысль: «дерзаю сказать, что эта вода слёз больше, чем вода крещения». Представляете! А почему? Сколько людей, большинство, эту благодать Божию, чистоту, которую получили в крещении теряют, возвращаются в мирское и живут, как все и так далее. Но когда человек с плачем и рыданием, с переживанием о грехе своём, приносит Богу вот эти слёзы, его уже, так сказать, просто не свернёшь опять к греху. Он не возвращается, как пёс на блевотину, на свои грехи. Он уже переживал об этом. Вот это очень важная вещь. Отцы об этом говорят, что это великий дар Божий — слёзы покаянные. Великий дар Божий. Кому? Тот кто живёт собранно, внимательно и молитвенно. Быстро очищаются страсти. Даже вот они говорят о том, что если человек читает молитвы и вот какой-то нашёл на тебя покаянный плач Божий, оставь молитву, плачь до конца, а потом только продолжай. Если через строчку опять начнёшь плакать, опять оставь и плачь до конца, цени этот дар Божий, потому что иначе может не повториться. Великий дар Божий — это очищение от страстей через плач покаянный. Ещё предупреждают отцы, надо уметь всё-таки фильтровать, где плач уныния, саможаления и покаянный плач. Помните в русском фольклоре «горючая слеза»? Вот отцы говорят, что слёзы покаянные, они горячие, а самое главное, они радостнотворные. То есть сам момент, когда человек плачет покаянным плачем — это дар Божий, это не своими усилиями. Он чувствует, как его душа очищается от страстей, а поэтому и радость у него тут же на душе. Он радостнотворный этот плач.

Великий пост, великие труды, причём труды имейте в виду — ума. Труды не плоти, а ума. Великий пост, великие труды, великие свершения, великая благодать, которая нас ожидает.

Аминь!