Седмица 31-я по Пятидесятнице. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца. 02.01.2024

←Вернуться назад

У отцов есть такая фраза: «Молиться за других — дело совершенных». Т.е. мы, люди грешные, в страстях пребываемые, наш чин какой? Ты должен молиться прежде всего за себя, как отцы говорят: «покойника своего оплакивай, ты — покойник, ты оплакивай себя». Потом, люди, с которыми ты связан промыслом Божиим: родственники, люди, с которыми ты всё время встречаешься (соседи, сотрудники и прочие). Причём так, ты сейчас работаешь — за них молишься. Перешёл на другую работу? Ну, всё, теперь тогда за этих — с кем встречаешься. Т.е. всякая наша встреча, событие — оно осмысляется молитвой.

Списки разные бывают. Обычно люди говорят: «батюшка, у меня такой список сейчас такой…». Да, нет! Надо ежедневно — небольшой списочек, если покойники, то в субботу побольше за кого-то и какой-то большоооой список на родительские субботы. Святые они так молились.

Теперь смотрите. Если ты молишься: «вот он, Господи, пусть выздоровеет, а я заболею». Это я про святых. А как это вообще? Да, он действительно… вся эта тяжесть, вся эта немощь на него переходит. А вот удивительно, апостол Павел пишет: «святые о Господе умираем каждый день». Но подождите, если человек каждый день умирает, то что тогда от него остаётся? А он воскресает каждый день! Т.е. мы люди страстные, мы можем это прочувствовать Великим Постом или особым событием — если промыслом Божиим искушение, борение. Тогда мы чуть-чуть, что-то в нас умерло и на этом месте что-то рождается новое. Принцип такой: новое не появится в тебе, пока нечто старое не умрёт. Иногда, Великим Постом переживаем что-то такое в себе. Что что-то в нас умерло и на этом месте нечто родилось новое. А они, брат ты мой…«каждый день», — говорит, — «умираю». Так он и воскресает каждый день! Это, как притча о талантах, когда соответственно таланту получает человек. Вот пять талантов и вот прибыль пять талантов. А вот десять, прибыль — десять. В начале духовной жизни очень тяжело оттолкнуться от этого болота, ото дна тяжело очень оттолкнуться. А потом это в геометрической прогрессии развитие происходит. В тебе же благодать Божия возрастает, вложения возрастают, прибыль возрастает.

Кстати говоря, Серафим Саровский в категориях приобретения, накопления, торговли — всегда излагал. У нас старцы Оптинские, они большинство были из купеческой среды. Самая благочестивая была среда в России, надо представлять себе это. Я говорю о том, как тяжело начать духовный подвиг, но когда у тебя благодать Божия есть, это всё с геометрической прогрессией происходит. Потом, когда в тебе благодать возрастает, то и прибыль возрастает. Продвижение к небесам все больше-больше, всё стремительнее происходит. Вот я про что говорю.

Про труды. У отцов фраза: «труды беструдные». Когда человек достигает бесстрастия и святости (тем более) у него труды беструдные. «Потрудился не я, но благодать Божия, которая во мне». Вот он умирает, да, умирает, что ему так легко что ли? Тяжело. Тяжело. Но знаете, вот благодатию Божией, оно всё как-то по-другому, по принципу «что по сердцу, то не в тягость». Вот он же молится за него, чтобы болезнь его на меня перешла, чтобы он выздоровел, пусть я заболею. Так это же по любви. Это же любовь! Это любовь! А что по сердцу, то не в тягость. Понимаете, какая вещь-то! Что по сердцу, то не в тягость, раз он ради любви. Отцы так и говорят: «молитва — это выражение любви». У тебя сколько есть любви, вот столько и помолись за человека. Понимаете? «Что по сердцу, то не в тягость». Я про это говорю.

А дьявол всё время пугает: «да ты что, это так тяжело! Ты потихонечку живи, как и все». Тяжело жить в грехе! А с Богом жить — легко. Это чётко надо понимать. Дьявол всё время пугает: «ой, это такие труды, это так тяжело, так тяжело». А Филарет Московский говорит: «не сказал Господь: сыне, даждь Мне ноги твои, но сказал: дай Мне сердце твое». Т.е. эти труды телесные — это совершенно десятое дело, эти труды телесные не имеют никакого значения, если нет в тебе главного: «сыне, даждь Мне сердце твое». Если у тебя нет стремления ума и сердца к Богу, твои труды вообще не имеют никакого значения: «аще тело моё отдам во еже сжещи е, любве же не имам — ничто же есть».

— Батюшка, а молиться за врагов своих?
— А кто враги-то? У нормальных людей нет врагов. «Наша брань не против плоти и крови». А люди? Обмануты. Человек обманут, дьявол научил его ложным ценностям. Знаешь, как отцы говорят: «люди воюют друг с другом за навоз, за гной». Вот это всё материальное, ты что в гроб что ли положишь? За что люди воюют друг с другом? А какие враги? Я не понимаю. Нет у людей нормальных врагов. Я понимаю богоборцы… Ну, хорошо. Из них-то сколько сознательных служителей дьяволу? Да, это, брат, надо найти ещё такого. Который сознательно знает, что есть Бог и есть дьявол, и вот он дьяволу работает сознательно. Так большинство людей просто обмануты. Пожалей и не осудишь человека. Давайте про врагов забудем. У Моисея написано: «знай Бога и себя, так и будет с тебя». Т.е. нормальное такое устроение человека: «вот Святой Господь, вот я — грешник, люди все — хорошие!» Вот это Божеское зрение. А когда смотришь, кто какой, даже мерить человека: какой он: хороший или плохой? Уже это неправильно. Все хорошие!

Многая лета, многая лета, многая лета! Спаси Христе Боже, Спаси Христе Боже на многая лета!