Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Авраам пребывал в Земле Обетованной, как в чужой. В Обетованной земле — это в Святой земле! Там, где произойдет народ Божий, там где родится Христос. В этой земле Обетованной он пребывал, как в чужой! Потому что ожидал города, которому основатель, художник и зиждитель — Бог! Речь идет о странничестве. Есть такая добродетель — странничество. Любовь — союз совершенств, как мозаика, в которой много-много камешков-добродетелей собрано. Вот одна из них — добродетель странничества.
Не все святые были странниками, т.е. это совершенно особый подвиг, как юродство. Призывает Господь, так и бывают такие странники. Они не имеют дома, они ходят от одного святого места в другое. Где примут — переночуют, может и не примут, может быть где-то покормят. Совершенно особый подвиг. Не все святые были странниками, подвиг такой не все несли, но добродетель эту они все имели! От чего эта добродетель? От того, что живут Царством Небесным, живут в Царстве Небесном, в горнем Иерусалиме живут, себя ощущают гражданами Иерусалима Небесного. От того их дом, где они живут или монастырь, где они живут, или город — для них чужой.
«Верою патриархи благословляли своих детей», — говорит апостол, — «верою сохранен был Моисей, потому что видели сохранявшие, как прекрасен младенец» (Евр.11:20-21,23). Вера — это способность души воспринимать невидимый мир. И если человек осуетился и вращается в земном, отягощается земными попечениями, он эту веру теряет, он не способен воспринимать невидимый мир. «Верою святые праотцы, отцы-пророки побеждали царствия, заграждали уста львов, угашали огонь, жены получали своих мертвецов живыми». «А иные», — говорит апостол, — «были мучимы, побиваемы камнями, мечом усекаемы, скитались по миру, в пустынях и в горах, в пещерах. Те, которых весь мир был недостоин, обещанного от Бога не получили. Потому что о нас Господь усмотрел нечто лучшее, и они только с нами получили это совершенство» (Евр.9:9-39). Что это такое «лучшее»? Как это? Что они только с нами это совершенство получили? Христос! Только с Его Рождением, с Его подвигом спасительным — они (те святые) вошли в совершенство. Христом мы питаемся — Его плотью и кровью. Христом мы дышим — Его молитвой, молитвой к Нему, Иисусовой молитвой. Христос для нас дверь в Царство Небесное! Мы через Него имеем общение с Отцом, который дал нам всё. Всё, что имеет Отец-Бог — Он всё нам дал, весь мир дал. И самое главное, дал Своего Духа Святого.
Аминь!