Неделя 32-я по Пятидесятнице. Собор 70-ти апостолов. 17.01.2021

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! 

Сегодня праздник Собор семидесяти апостолов. Причины его возникновения — отцы хотели подчеркнуть равночестность апостолов от семидесяти. Такая же причина была, когда они установили праздник Собора Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Я помню один батюшка на этот день выступал и говорил: «Да, Василий Великий он, конечно, Великий, и Григорий он, конечно, Богослов, но вот Иоанн Златоуст для нас особенно близок», этим самым упраздняя идею праздника — равночестность отцов. Или помните апостол пишет сокрушаясь: «Что вы говорите, я — Кифов, т.е. Петров, а я — Аполлосов, а я — Павлов. Неужели Пётр или Павел за вас распялись?» (1Кор.1:12-13)

Среди апостолов от семидесяти есть люди, которые нам особенно знакомы. Иаков – брат Господень, первый архиерей Иерусалимский, его же брат Симеон – второй Архиерей Иерусалимский, оба сыновья Иосифа. Или брат Иосифа – Клеопа, с которым Лука путешествовал в Эммаус, Лука-евангелист он же апостол от семидесяти и Марк апостол от семидесяти, евангелист. Дионисий Ареопагит, который нам оставил про небесную иерархию и даже оставил нам описание, как Божия Матерь внешне выглядела. Первые архиереи Римские Лин и Климент, Климент — римский священномученик, который у нас подвизался в Крыму, в Инкермане там и преставился, замучен был там. Диаконы — первый мученик архидиакон Стефан и другие шесть, первые семь диаконов. Кто-то из них для нас особенно знаком, но отцы установили этот праздник подчёркивая равночестность их, они творили Божию Волю совершенно. Они все были свидетелями жизни Христа, Его учения, Его смерти – все видели Его повешенным, и все семьдесят были свидетелями Его Воскресения. Помните как апостол Фома переживал, что он не видел Воскресшего Спасителя в первое Его явление. И думал: «Апостол ли он? Что он будет говорить? Как он будет проповедовать Христа, когда другие видели Его Воскресение, а он нет?» Вот все эти семьдесят апостолов видели и смерть, и Воскресение, свидетели победы Христа над грехом и над смертью. 

Сколько дел у Бога на земле? Некого послать! Гордыня, тщеславие, человек не может волю Божию сотворить, некого послать! А вот они эти апостолы могли совершенно творить волю Божию. В Евангелии вспомните разговаривает Господь с самаряныней (Ин.4:5-42). Приходят апостолы и предлагают Ему поесть, а Он говорит им, что уже насытился. Апостолы думают: «Наверно кто-то Его покормил». А Он им говорит, что «Моя пища есть творить волю пославшего Меня Отца». Вот ведь как для Божиих людей! Их пища – творить волю Божию, это их жизнь — в воли Божией пребывать. 

И как эту волю Божию познать? Как в ней пребывать? О Самом Христе апостол пишет: «Послушлив был до смерти, смерти же крестной» (Флп.2:8). Что это такое послушание? Это как раз и есть соработничество, пребывание в воли Божией. Смысл послушания? Пребывать в воле Божией! В благодати! В энергии Божественной пребывать, соработничество Богу. Человек страстный мыслит неправильно. Он себе планирует неправильно: «Вот буду подвизаться там, вот буду поститься так, и молиться буду так, и буду живым или здоровым или буду болеть», — он всё себе спланировал! Как теперь его спасать, скажите, пожалуйста? Когда у тебя уже всё спланировано? Где тут Богу место, скажи, пожалуйста?

Вначале нужно как следует советоваться с духовно-опытными людьми, да ещё проблема найти таких людей (духовно-опытных). Ну, по крайней мере молись Богу, чтобы Господь тебя не оставил, чтобы ты свою волю дурную не творил! Чтобы планы свои не строил дурные. И всё-таки для того, чтобы как-то приближаться к познанию этой воли Божией, надо понимать, как это делается? Отцы говорят, что приближаемся тем, что стараемся Евангельские заповеди исполнять, тщательно исполнять, не абы как, а тщательно исполнять Евангельские заповеди. И второе, то, что неотъемлемо, и то, что одно другое питает, кроме исполнения евангельских заповедей – молитва непрестанная! 

И Феофан Затворник вспомните учит, что непрестанной молитвой может быть только какая? Ведь бывает, что ты с кем-то разговариваешь или что-то читаешь или что-то пишешь, ты же в это время не можешь языком молитву говорить, но в присутствии Божием находиться ты можешь — это и есть молитва. И только такая молитва, когда ты, где можешь языком говоришь, а когда — находишься в присутствии Божием, только такая молитва может быть непрестанной. Вот это – прилепиться к Богу. Если человек себе такую задачу не ставит, нет предела греха, невозможно не грешить, если человек себе не ставит такую задачу. Поэтому отцы учат детей непрестанной молитве, детей! Потому что невозможно не грешить иначе, никак невозможно. Вот тогда человек приближается к Богу, вот тогда он находится в соработничестве Богу, в этих благодатях, в энергиях божественных. Вот тогда ему и мир, и счастье, и любовь.

Аминь!