Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Пост в разгаре. У нерадивых людей в разгаре вражда к людям. Мы постом как бы лишены покрывающей благодати Божией для того, чтобы увидели свои страсти, для того, чтобы мы эту брань сотворили. А нерадивые продолжают жить широко и свободно – не в посте, не в подвиге, отсюда все искушения. И слушают диавола, который всё время оправдывает их: «ты согрешил, потому что человек сделал то-то и то-то, а если бы не он, ты бы так не согрешил!» Как ты думаешь примет Господь твою молитву? Да нет, конечно. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Как ты говоришь, что Бога любишь, Которого ты не видишь, а человека, которого видишь ненавидишь, враждуешь с ним» (1Ин.4:20).
И на Страшном Суде, как нас Господь научил? Что ж там будет судиться, что ты пост нарушал? Пост – это только инструмент. Есть такой преподобный Зосима Верховцев, он учил: «Ни один из ремесленников не хвалится, что у него такие замечательные инструменты! Пока он этими инструментами ничего не сделал, ему хвалиться нечем!» Если ты постом и молитвой не научился жить в мире с людьми, ты пока ещё ничего не сделал. Так Господь и говорит на Страшном Суде – как будет судиться человек? «Что вы сделали (или не сделали) человеку больному, заключенному, озлобленному (тот, кто рядом с тобой был) — Мне сделали!» (Мф.25:31-46) Что это за тайна такая? Жизнь будущего века.
Бог-Отец, который над всеми, через всех и во всех нас — это только в будущем веке откроется, но то, что не началось здесь, там не продолжится. Один Господь, одна вера, одно крещение! Мы в крещении все до единого воспринимаем Христову природу. Мы причащаемся Христова Тела и Крови, мы Христу молимся «Господи Иисусе Христе Сыне Божий…» получая Его Духа Святаго, благодать. У нас разные части тела составляют единый организм и весь этот организм единый — одна душа его животворит. Так и Церковь – это единый организм, множество людей, которые соединены, эти части соединены в единый организм – Тело Христово (Церковь – Тело Христово)! И оно животворится, это тело, одним Духом – Духом Святым. И мы должны блюсти это единство в союзе мира, единство Духа в союзе мира. А каким образом? Апостол так и говорит: «Со всяким смиренномудрием, кротостию и долготерпением». (Еф.4:2-7)
Со смиренномудрием — это значит «я никто и звать меня никак». И даже если меня кто-то меня уничижил, унизил и пнул даже – я со всякой кротостью это всё воспринимаю, ради Христа, ради Бога. И со всяким долготерпением. Пост – он понимаете такая вещь, что требует постоянства. Мы падаем, это же борение, это же война. Но очень важно постом иметь это постоянство: сколько раз упал, столько раз вставай. Постоянство — это исключительное качество в духовной жизни. Молитва, которая тебя умиряет и которая воставляет, если ты упал в грехи.
Очень важно иметь внутрьпребывание. Внутрьпребывание — драгоценность. Когда ты лишен этой покрывающей благодати Божией, когда начинается пост и подвиг, всё больше и больше внутрь себя «удалихся бегая, водворихся в пустыню (в пустыню сердца своего). Чаях Бога спасающего мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Только это! Это единственное, что действительно человека как-то избавит от страстей и имеет какую-то последующую награду. Только это! Нет ничего больше на белом свете.
(Лк.13:10-17)
Вот сегодняшнюю евангельскую женщину, которая 18 лет была скрючена. Что значит скрючена? Она всё время в землю смотрела, как животное (животные же всё время смотрят вниз, в землю, понимаете?) Это образ такой. Вот Господь её исцеляет, и она теперь может лицо поднять на небо. Есть такое замечательное песнопение на Всенощной перед Евангелием: «На небо очи сердца моего пущаю». Т.е. человек очи сердца своего всё время сдерживал, он там внутрьсебя был, борения творил и вот наконец Господь его посетил, исцелил, и он на небо очи сердца своего пущает.
Аминь!