Седмица 24-я по Пятидесятнице. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 04.12.2021

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! 

«Днесь благоволения Божия предображение». Предображение — это как сначала эскиз, а потом картина. Или иконописец: сначала пропись карандашом, а потом уже краски и образ. Вот вхождение Богородицы в Храм — это предображение. Чего? Благоволения Божия. А что такое благоволение Божие? Это что сначала Господь к нам не благоволил? Конечно, нет! Это не про это! Мы на праздник Рождества будем петь: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецах благоволение». «Слава в вышних Богу» — это в Ангелах слава. Так она действует в них, что даже на нас изливается, на нижних. А вот «в человецах благоволение» — это благая воля. Человек к благому стремится: не ко греху, а к Небесному, Божественному. В этот день, когда Богородица входит в Храм Господень  — это предображение этого благоволения, т.е. это какие-то ступени, как происходило человеческое спасение. 

Посмотрите, как даже беззаконные фарисеи и саддукеи знали, где и когда родится Господь. Когда Ирод их спросил: «Где?» То сказали точно, где рождается: «В Вифлееме». Точно знали «Когда?» Потому что были седмины Данииловы, он предсказал, что в этот Храм, который вновь был отстроен, пройдёт столько-то времени и в этот Храм войдет Спаситель. Не только благочестивые, а злочестивые знали, когда и где родится Христос. Историки говорят о том, что даже в языческих народах у греков, в Египте было какое-то ожидание, что вот сейчас должен прийти Спаситель.

И когда престарелые родители Иоаким и Анна отдают Богородицу в Храм — это, конечно, было событие! Событие совершенно необыкновенное. Захария, пророк Захария, первосвященник, родитель Иоанна Предтечи берёт эту девочку, младенца и вводит в Святая Святых! Куда архиерей один раз в год только входил, а другие вообще, тем более женщины, даже не мыслили об этом. Всё это наводило на размышления: «Что это такое?» А Захария почему так поступил? Это же понятно, что Господь его вразумил, так сотворить. Он понимал, что этот Храм и что эта Богородица будут в будущем.

Когда Моисей строил Храм, Господь спрашивал: «Какой ты Мне Храм построишь (т.е. дом в котором Я буду жить)? Всё Я сотворил – Господь! Ты что Мне сотворишь, где Мне жить?» По-настоящему истинный Храм — это разумная тварь. Ангелы и человеки, в которых Господь живёт. Мы сотворены по образу Божию, понимаете? Или по-другому ещё, отцы используют: «Отпечаток, печать, точная копия Бога!» Вот такое было создание необыкновенное Ангелы и люди, в которых Господь может пребывать, жить в них. Вот настоящий Храм.

Но Богородица — это совершенно что-то непостижимое. Об этом отцы говорят: «Лучше нам молчать, в этом страха меньше. Потому что, как только начинаешь говорить, то что-то не так, не до конца выскажешь». Потому что по сравнению со всей тварью разумной, Она — Честнейшая Херувим и Славнейшая без всякого сравнения Серафим. Без всякого сравнения! Она всю тварь, не только людей, но Ангелов учит тому, как вместить Бога, потому что Она всего Бога вместила! Вот это непостижимое. Не безмужное и бессеменное зачатие (хотя это, конечно, тоже велико), но то, что Она всего Бога вместила — вот в чём величие!

И, конечно, то, что мы сегодня апостола слышали, он перечисляет, что в Святая Святых хранился ковчег – великая святыня Израиля, а там стамно манны (помните, когда евреям Господь посылал), жезл Ааронов прозябший, скрижали Моисеевы, которые не человек создал, а Сам Господь. (Евр.9:3-4) Это всё были только прообразы того, что вместо ковчега Божия Матерь вместит не святыни отдельные, а Самого Бога.

Апостол говорит: «Вы храм Святого Духа! И Дух Божий живёт в вас» (1Кор.6:19). Или помните в Евангелии говорит Господь: «Придём Я и Отец и сотворим обитель у человека» (Ин.14:23). И предупреждает апостол: «Тот, кто разорит Храм того покарает Господь» (1Кор.3:17).

Но как этот Храм творить? Как? Помните, когда уже последние часы были Спасителя, Он ученикам в Гефсиманском саду говорил: «Плоть немощна, Дух бодр! Молитесь, бдите, трезвитесь, чтобы не внити в напасть» (Мф.26:41). Так и ты, если хочешь не грешить, не в плоти пребывай, а в Духе! А как? В молитве, в Боге! Вот, что значит пребывать не в плоти, а в Духе.

Аминь!