Неделя 19-я по Пятидесятнице. 30.10.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

… он никогда не будет хвалиться своими дарованиями. Сегодня апостол Павел говорит: «не полезно мне хвалиться, потому что я приду к видениям и откровениям Божиим» (2Кор.12:1). Т.е. эта похвала будет мешать этим видениям и откровениям. И ещё, такая похвала приводит не к Богу, а к человеку. Т.е. слышащий почитает и прославляет не Бога, а этого хвалящегося своими дарованиями человека. Нет ничего наипротивнейшего для святых, когда прославляется не Бог, а люди, человек, якобы имеющий дарования. Потому что они на собственном опыте знают, всё необыкновенное, что в них есть — от Бога, всё необыкновенное, что они творят — Бог через них творит.

Но апостол Павел говорит: «Буду хвалиться немощами своими» (2Кор.12:9). Почему? Потому что «в немощи», — Господь говорит, — «сила Моя совершается». И он рассказывает о том, как трижды молился Богу, чтобы Тот избавил его от «жала плоти, от ангела сатаны, которое ему Господь послал» (2Кор.12:7-9). Да не подумает кто-то, что у святейшей, чистейшей души Павла было какое-то искушение плоти и блудные помыслы — нет! Речь ведётся о болезни, причём некоторые толкователи говорят о том, что эта болезнь была подобна эпилепсии. Представьте себе, первоверховный апостол Павел и такая смиренная болезнь. И он сам говорит, что «мне попущено это было, чтобы не превозносился чрезвычайностью откровений».

После трёх молений, «трижды молился», — говорит апостол Павел, Господь сказал: «довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается» (2Кор.12:9). Вот нам важнейший урок и слово для нас. Как говорится в миру: «в здоровом теле, здоровый дух»? Не «в здоровом теле здоровый дух», а там где немощь — «в немощи Сила Божия совершается». Поэтому подвижники многие болеют. А если кому-то дано здоровье, те проводят время в пощениях, бдениях, стояниях, в многоразличных трудах, чтобы своё тело утомлять, потому что «Сила Божия в немощи совершается».

Там, где немощь, там требуется и терпение. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что «услышанное Слово Божие приносит плод в терпении». Вообще вся эта притча о том, что нужно научиться слышать Слово Божие, хранить его, чтобы оно приносило плод. О чём речь? Почему нам всем вменяется обязанность чтения Евангелия? Чтобы услышать эти Словеса Божии. Они дают нам образ покаяния, они дают нам видение греха. Без того, чтобы человек постоянно, по крупицам не собирал эти Словеса Божии, хранил в своём сердце — невозможно продвижение, невозможно видение греха, невозможно покаяние.

Итак, в притче четыре варианта, как происходит это слышание Божие (Лк.8:5-15). Первый, когда сразу оно похищается диаволом. Человек услышал Слово Божие и ничего не осталось от него. Как это бывает? Слышим: «Не судите, да не судимы будете», но между собой говорим так: «Ну, мы не в качестве осуждения, а в качестве рассуждения поговорим о грехе такого-то человека». Это тот вариант, когда тут же похищено Слово Божие, ничего даже не произошло.

Второй случай, когда говорит Господь: «падает на каменистую почву и засыхает». Когда человек не трудится над усвоением Слова Божия. Когда ближайшее искушение иссушает и погибает это Слово Божие. Т.е. надо и с бесами бороться, надо и Богу молиться, чтобы это Слово Божие усвоить. Это люди поверхностные, неосновательные.

Ну, хорошо, вот третий вариант, когда человек во главу всей своей жизни положил жизнь о Боге. Когда и семья, и работа, всё это выстроено ради Бога. Но у него тоже есть искушение, благодаря которому не вмещается, не сохраняется в нём Слово Божие, и оно погибает. Господь говорит: «это Слово, попавшее в терние». А терние — это заботы, богатство и житейские наслаждения. Заботы — это попечительство, многопопечительность, как отцы говорят. Не как в Псалтири пророк Давид говорит: «Возверзи на Господа печаль свою, и Той тебя препитает» (Пс.54:23), а многопопечительность, которая занимает всё существо человека, весь ум его.

Богатство — это, конечно, о страсти сребролюбия. Для того мы и тренируемся постоянно в милостыни, чтобы от этого как-то избавляться. Но должны помнить, что человекам невозможно избавиться от сребролюбия. Помните в Евангелии? «Это человеку невозможно, Богу возможно», — Сам Господь ученикам сказал (Лк.18:27). Поэтому тренируясь в милостыни, должны всячески помнить и молить Бога о том, чтобы Он избавил нас от этой страсти.

И вот последний случай, когда слышанное Слово Божие приносит плод. Господь говорит, что оно попадает на сердце доброе и чистое. Чистое это то, которое не имеет ни забот (многопопечительности), ни богатства (сребролюбием не отягощено), ни житейскими наслаждениями, а доброе — это видимо то, которое стремится к любви, к милосердию, к прощению, а не то, которое стремится к подозрительности, к так называемой справедливости, к бесконечной критике.

«Терпением вашим», — говорит Господь, — «спасайте души ваша» (Лк.21:19).

Аминь!