Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
(Еф., 233 зач., VI, 10-17)
Апостол говорит: «Брань наша не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных». Отцы говорят: «Люди друг с другом воюют из-за навоза» — материальное, вещественное. А уж если тщеславие и гордость — это ещё хуже, чем навоз. Мы воюем с диаволом. Тебя, когда крестили, ты на запад поворачивался и священник говорил: «Дунь и плюнь на него», бескомпромиссная борьба с диаволом.
Как воевать? Чтобы не быть убитым, раненным и в плен взятым от диавола. Как? Апостол учит: «Прежде всего препояшьте чресла ваши истиною». Человек согрешает, ошибается, падает, побеждаем бывает отчего? Прежде всего из-за неведения. Если бы человек знал, сколько он теряет благодати и Царствия Небесного из-за вещества, из-за сребролюбия или из-за желания поучать, наставлять! Вот, если бы он это знал! Прежде всего из-за неведения, поэтому «препояшьте чресла ваши истиною и облекитесь в броню праведности». Праведность, правильность — это правильный выбор, следование заповедям Божиим. Никакие компромиссы, очень тщательное соблюдение, как отцы говорят: «тщательное исполнение Евангельских заповедей даёт видение греха» и вот эту победу. Тщательное. Чуть где расслабился, в эту щель тут же попадут стрелы вражии, тут же! Диавол не упустит этого. Если ты устал, хоть чуть-чуть внимание держи, иначе согрешишь.
«И уготовайте», — говорит апостол, — «ноги ваши к благовествованию». То есть, как вылазка во вражеский стан, знаете такой десант. Будь готов! Если Господь призвал к какому-то Божескому делу — это соседний подъезд или дальнее какое-то расстояние, будь готов! Не смотря на то, что у тебя какой-то комфорт или какие-то планы. Призвал Господь? Давай, соверши Божие дело. С верою! Знаете, как Авраам. Сказал ему Господь: «иди в чужую землю, Я тебе её дам» (Быт.12:1,7). Там, где исполины. Он вот с верой пошёл! Так и ты — имей веру.
Поэтому апостол и говорит: «Обаче (особенно) возьмите щит веры». Но что такое вера? «Обличение вещей невидимых» (Евр.11:1), т.е. когда человек в невидимом пребывает, в Боге, в Духе, в благодати. Только этот щит, когда ты в благодати, в Боге пребываешь, сохранит от стрел разженных лукавого. Только это тебя сохранит. От чего? От блудных нападений, от бесконечного желания иметь: «надо то, надо то». Вот тебе всё надо! Это же стрелы разженные! Это же сколько ты проигрываешь в этом, сколько теряешь! Сколько побеждаем бываешь из-за этого! И даже забота о здоровье. Ну, всё человек оставил: молитву оставил, Бога оставил, у него всё одно — проблема со здоровьем. Да, мы болеть будем всё больше и больше, умирать всё чаще и чаще, что тут нового? Как-то знаете спокойненько к этому относиться, чтобы всё это своим чередом было. Вот только этот щит веры, когда ты в благодати, в Боге, в Духе пребываешь, от этого всего тебя оградит. Как преподобный Амвросий болел, а других утешал. А вот щит веры! Вера! В благодати, в невидимом пребывал человек.
И знаете, говорит: «Шлем спасения». Голову береги! Ну, ты пойми, что совершено уже спасение твоё. «Не по делам твоим ты получил», — как апостол говорит, — «чтобы никто не превозносился, не за какие-то твои труды» (Еф.2:8-9). А Господь уже совершил твоё спасение. И у нас вопрос о скорбях, болезнях: «За что»? Да, это редкий случай, когда: «за что?», чаще всего: «Для чего»? Ты же свою любовь какую-то к Богу проявил, ты эту благодать какую-то восприял, ну, теперь это золото полагается пустить в оборот. Ну, вот идёт война. Надо, чтобы ты возрастал, чтобы ты укреплялся в Боге, в духе, возрастал в этой благодати!
И наконец, говорит: «Возьмите меч духовный, который есть Слово Божие». Всё священное писание — Слово Божие! Эти мысли, идеи, проекты. Человек, как мыслит, так и поступает, только так и никак иначе. Поэтому «меч духовный». Но Сына Божия называют «Слово Отчее», «Премудрость Божия»! Поэтому молитва к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий» — вот её отцы тоже понимают, как меч духовный. Когда в монашество постригают, дают постригаемому чётки и говорят: «непрестанно повторяй: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного».
Аминь!