(Лит. Лк.53 Зач, 10:25-37, Мчч. Еф., 233 зач., VI, 10-17)
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Брань наша не против плоти и крови (т.е. не против людей мы воюем), но против духов злобы поднебесных, против властей, против начальств, против миродержителей века сего» (Еф.6:12), против демонов боремся. Отцы говорят: «Люди воюют друг с другом за навоз». Когда ты стараешься поменьше оплатить кому-то, кого ты нанял для чего-то (ну, не знаю, ремонт делаете или ещё что-то), ты за что воюешь, когда поменьше заплатить хочешь? За навоз! «Щедр и милостив Господь», — помните такое поётся? Щедрость — это свойство Божие. Хочешь быть с Богом? Ты подражай свойствам Божиим. Я не говорю о том, что надо быть человеком трезвым. «Се посылаю вас, как агнцев среди волков. Ты имей мудрость змииную, но кротость голубиную!» (Мф.10:16) «Богатство течёт, сердце не прилагай» (Пс.61:11), не воюй за навоз.
(Лк.53 Зач, 10:25-37)
Или то, что сегодня в притче мы слушали о благосердом самарянине. Люди стараются, чтобы комфорт их не нарушили, их планы, чтобы не нарушили. Вот они прошли мимо человека: и священник, и левит. Они же имели закон Божий, закон Моисеев: «Если человек прикоснётся к мертвецу, он служить не может» (они боялись, что это мертвец лежит) (Чис.19:16). И вот ради этого они презрели главное — милость и истину, Суд Божий презрели, волю Божию презрели из-за этих правил. Так и ты можешь себе сказать: «я же обязан в молитве пребывать, мир в душе хранить, у меня свой распорядок дня, мне надо почитать Апостол, Евангелие и всё такое прочее». И ради этого ты можешь презреть какого-то человека действительно нуждающегося.
И, конечно же, у нас всегда будет искушение с людьми из-за того, что они нашу гордыню и тщеславие затрагивают. И они берут этот случай, когда тебя распирает, и ты не можешь не поучать — это гордыня. Вот ты не можешь не говорить о том, какие ты добрые дела наделал. Ну, ты же расчёт получил от людей, от Бога теперь ничего не жди. Люди, искушаемые диаволом, они как-то тебя «смиряют», что называется. Отцы, знаете, как говорят? «Пожалей и не осудишь». Ну, посмотри, человек в заблуждении, его диавол обманул и теперь насильствует над ним. «Пожалей и не осудишь».
Отцы говорят: «Милостыня монахов — не осуждать». Если ты человека не осуждаешь, значит, ты его принимаешь, а значит, ты молишься за него. А монах — это молитвенник за мир. И молиться за других — кровь проливать. Но всё-таки, когда уж совсем негодный человек какой-то попадается, помните, как мученики подражали Господу, Который на Кресте говорил: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Самый негодный человек — он же, в общем-то, обманут диаволом. Ну, пожалей и не осудишь. Это вот по поводу того, что люди воюют за навоз. И деньги, и комфорт наш, и наше тщеславие, и гордость — всё это, конечно, навоз, это в вечную жизнь не пойдет. За благодать Божию надо воевать.
(Еф., 233 зач., VI, 10-17)
И вот Апостол говорит: «Облекитесь всеоружием Божиим», то есть оружием на всё. И начинает перечислять.
«Прежде всего препоясуйтесь истиною». Когда человек хочет какие-то тяжёлые работы сотворить, самый яркий пример — тяжеловес выходит, чтобы штангу поднять тяжелейшую. Видели, какой у него пояс? Широчайший пояс. Иначе у него что-то оторвётся внутри, если он будет без пояса поднимать. Ну, хорошо, а вот наш «пояс истины» — что это такое? Чтобы не надорваться нам в этой работе. У нас не «Что это? Истина», а «Кто»? Сам Господь говорит: «Я есть Истина» (Ин.14:6). В Священном Писании «истина» — это не синоним «правды». Истина — это, когда человек представляет верное: Какой Бог? Какой человек? Это истина. А правда — это про другое. Когда мы говорим в Священном Писании правда, праведность, оправдание — это о том, что человек очищается от греха и ради этого он не совершает грех, не грешит. Праведность — это когда человек не согрешает. Препоясуйтесь истиною, Христос — Истина.
Дальше говорит: «Облекитесь в броню праведности». У меня был один такой случай. Подходит мужчина такой солидный, говорит:
— Батюшка, меня так бесы мучают.
Я говорю: Подожди, как же так, ты исповедуешься?
— Да, исповедуюсь и причащаюсь, и соборовался.
Я говорю: Подожди, ну, как же так? Никогда у меня такого не встречалось, чтобы вот такое было. Может быть у тебя что-то такое, ты как в браке?
— Ну, у меня вот есть женщина.
Ну да, вот всё понятно. То есть человек живёт в блуде. Ну, какая тебе тут исповедь, причащение и соборование разве помогут? Нет! Бесы тебя так и будут мучать. Никто тебе не поможет, если ты в смертном грехе живёшь. Броня праведности. Если хочешь противостать бесам, ты смертно не греши, смертный грех точно надо сразу оставить. Одно дело, какие-то повседневные мелкие грехи, а другое дело смертные грехи. Ну, в наше время — это безобразный интернет или что-нибудь в таком духе, Боже упаси.
Потом говорит: «Обуйтесь в обувь готовности благовествования». Это у Давида есть такое в Псалтири: «Как прекрасны ноги благовестников». Преподобный наш Сергий пешком обходил Русь, примиряя князей. Мы куда идём? Хорошо, если это какое-то святое место, какая-то святыня, какое-то паломничество. Или посетить убогих, больных старых. А если отдохнуть? Ты что от Бога хочешь отдохнуть? Или ты хочешь в Боге отдохнуть? Вот ты для себя реши. У меня однажды был такой случай — после какого-то поста так устал, ну всё, никакой санаторий не поможет. И вот чувствую, что благодать Божия исцеляет и восстанавливает. Ты же подвиг несёшь в Боге ради Бога. Ну, какой тебе санаторий? Тебя только Господь и может исцелить
и вернуть тебя в прежнее здоровое состояние. Ну, короче, если хочешь отдохнуть, собираешься отдохнуть — не от Бога отдыхай, а в Боге отдыхай. Это по поводу того, какую обувь и куда ноги наши ходят.
А дальше говорит: «А наипаче всех (то есть самое главное) возьмите щит веры, которым сможете угасить все стрелы лукавого». А что такое щит веры? Что такое вера вообще? А вот человек не заковырялся в земле, у него нет всё время этого мусора в голове, бесконечных попечений: «сделать надо то, сделать надо это» — это же мусор! Ты же ради этой грязи ничего не видишь. А «щит веры» — это когда ты в Боге пребываешь, в духе, в благодати пребываешь, вот это и есть щит веры. А в этом заковырянии, в этой грязи бесконечного попечительства у тебя никакого щита веры нету. Щит веры – это когда в Боге, в духе прибывают, в молитве, благодати — это щит веры. В невидимом пребывать, а не в суете пребывать. Ум-то храни, зрение своё умное храни. «Это», — говорит, — «наипаче», это самое главное! То есть то, что у отцов называется «молитва и трезвение». Трезвение — чтобы дух твой в Боге пребывал, а не в суете.
Дальше говорит: «Возьмите шлем спасения». Ты помни, вопрос идёт о спасении, то есть о погибели. Ты не забывай, когда ты что-то решаешь и как-то настроен вообще на жизнь, и о себе, и о окружающих, надо же в конце концов помнить, это же голову защищает. Главное не упусти. Голова — это помните, Моисей пророчествовал, что Сын Девы будет в главу змея поражать? (Быт.3:15) Вот, чтобы нас в голову не поразили, ты самое главное не забудь, в конце концов, речь идёт о спасении, о погибели нашей и окружающих. Ты как-то вот с этой точки зрения на всё это смотри.
И в конце концов говорит: «И возьми меч духовный, который есть Слово Божие». Слово Божие. Отцы в конце концов говорят и о том, что это Иисусова молитва, и я ещё подведу к этому, почему так? Вот почему мы обращаемся к старцам по каким-то сложным вопросам? Они имеют правильный взгляд на жизнь, они имеют вот это слово Божественное в себе. Что значит Слово? Они правильно на мир смотрят, они видят промысл Божий, они видят замысел Божий. То, что называется «Логос», вот замысел. Мы поэтому и обращаемся, чтобы по воле Божией сотворить. Он этот Логос, замысел видит о мире. Это, если так просто объяснить, преподобный Максим Исповедник говорил, что о каждом человеке у Бога есть свой Логос — замысел. Все эти логосы отдельные сводятся к одному Логосу — Ипостасному Логосу — Сын Божий Слово Отчее. Понимаете, почему это «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного»? Потому что вот оно — Слово Отчее, Слово Божие. Вообще человек, как устроен? У него есть какое-то разумение, какая-то премудрость, соображение какое-то. А в Боге вот эта Премудрость — Ипостасная. Отец имеет Премудрость Ипостасную — Сын Его. Вот так и человек, он имеет в себе дух. А в Боге этот Дух — Ипостасный. Вот тело наше живо до тех пор, пока душа в нём пребывает. Душа вышла, всё — тело умирает. В Боге Дух — Животворящий Святой Дух. Отец Ипостасно имеет Премудрость Слово Отчее и Ипостасный Дух — Животворящий, всё Животворящий, Святой Дух. Троица Святая Слава Тебе!
Аминь.