Неделя 17-я по Пятидесятнице. 16.10.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Преподобный Макарий Великий сказал: «Нет ничего более близкого и взаимного, чем душа и Бог». Известно более широко высказывание Тертуллиана, учителя Церкви первых веков, что душа по природе — христианка, и она мечется по миру покуда не успокоится в Боге. Но преподобный Макарий Великий сказал сильнее: «Нет ничего в мире более близкого и взаимного, чем душа и Бог».

Однажды преподобного одного восхитил Господь на Небеса и тот видел много разных преподобных отцев. И спрашивает: «А где же Антоний Великий?» А ему говорят: «Антоний там, где Бог». Антоний Великий, Павел Фивейский, Макарий Великий — это начинатели монашества в 4-м веке. Они знали друг друга. И уж если говорили о Небесном, то знали о чём говорили. «Нет в мире ничего более близкого и взаимного, чем душа и Бог».

Об этом сегодня можно услышать в обоих апостольских чтениях. Выступая в ареопаге апостол Павел говорит… Ну, давайте в другом послании, к Коринфянам он пишет: «Вы — храм Бога Живаго, как сказал Господь, вселюся в них и буду ходить среди них, и те будут Мне сыны, дщери» (2Кор.6:16). А в проповеди в ареопаге он говорит, что Господь ждёт, что люди будут искать Его, и Он недалеко от нас: о Нём и живём, и движемся, и существуем. (Деян.17:27-28)

Обратите внимание на эти слова, что «мы – храм Бога Живаго». Это слово «Живой, Живой Бог» передаёт непосредственное впечатление души человеческой от общения с Богом, о том, что в Нём жизнь и только Он даёт душе жизнь, животворит душу.

У нас был такой случай, в Оптину приехал один экстрасенс с международными дипломами, которым завидовали его коллеги, из-за того, что он от беса имел всякие чудотворения, в смысле исцеления, прозорливости и прочее, прочее. Приехал на покаяние. И вот, молившись у раки мощей преподобного Амвросия, он на какое-то мгновение, на минуту почувствовал это прикосновение Божие и говорит: «Я весь этот свой мистический предыдущий опыт отдаю за эту одну единственную минуту». Диавол может человеку дать ощущения, знаете, как у наркомана, улёты эти, или как, когда человек на американских горках катается, такие чувства. Или какие-то яркие видения, но никогда не способен оживотворить душу, «дать мир всяк ум преимущий», почувствовать любовь к Богу и к людям.

Это та жемчужина, о которой в Евангелии говорится сегодня, что купец всё самое дорогое, что имел продал, чтобы приобрести её, маленькую, но драгоценную; драгоценнее всего его имущества (Мф.13:45-46). Иди другой пример, как человек нашёл богатство, но не может его взять, потому что поле не его. И он в тихой радости всё продаёт, что имеет. Чтобы приобрести это поле и это богатство себе забрать (Мф.13:44). Вот так в притче говорит Господь о Царствии Небесном и об этом общении души и Бога.

Что это такое, что человек продаёт всё, чтобы приобрести это богатство? Это привычка мыслить и действовать ради себя любимого. Человек часто успокаивает себя, что он вроде делает добрые дела, успокаивает свою совесть. Но обратите внимание на Евангельские сегодня слова: «Если любите любящих вас и благотворите благотворящим вам, и в долг даёте тому, от которого точно знаете, что получите обратно свои деньги, то вы поступаете так же, как и грешники», — говорит Господь. «И какая вам награда в этом?» (Лк.6:32-34)

А ещё бывает человек соберётся ради Бога сделать какое-то доброе дело, а ждёт благодарности от людей. Вот тут надо определиться: ты от кого хочешь получить от Бога или от людей? Если ждёшь благодарности от людей — всё, ты расчёт свой получил, от Бога ничего не жди. Мы делаем добрые дела ради Бога, подражая Ему, потому что Он, как солнце, светит и на злые и на добрые (Мф.5:45). Подражая Ему в этом мы стараемся и надеемся соединиться с Ним. Итак, говорит Господь: «Будьте милосерды, потому что Господь Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк.6:36).

Аминь!