Неделя 16-я по Пятидесятнице. 09.10.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в своём послании апостол Иоанн Богослов затрагивает важную мысль: что является критерием того, что мы пребываем в Боге? Вопрос не только богословский, но и практический, аскетический. Т.е. что нужно наблюдать за движениями Божественных энергий в своей душе, что нужно положиться на какие-то дарования, предположим, чудотворения и прозорливости, чтобы быть уверенным, что ты в Боге, что ты на правильном пути? И он говорит: «Бог есть любовь и пребывающий в любви, в Боге пребывает». Вот его критерии. И если мы любим друг друга, мы в Боге пребываем. Вот незыблемые критерии верности того, что ты на правильном пути.

Обычно, когда новоначальные услышат эти слова, они пытаются тут же своими человеческими, душевными средствами исполнить эту заповедь. Надо только помнить, что душевное всегда противоречит духовному. Апостол Иоанн имеет в виду Божественную любовь, совершенную любовь, которую человек не сразу стяжает, он много трудится над заповедями Божиими, по сказанному: «Аще любиши Меня, заповеди Моя соблюди» (Ин.14:15). И трудится много, помня как отцы говорят: «что мы должны быть готовыми умереть за заповедь Божию». Он много трудится над тем, чтобы стяжать все, подчёркиваю, все добродетели на основании смирения. Добродетели, имеется в виду, долготерпение, кротость, вера, воздержание и прочее. Только они, собранные вкупе, вместе являют Любовь Божественную. Отцы говорят: «Любовь есть союз совершенств». И этот союз заключает, завершает эту работу — пришествие Святого Духа, когда Господь творит человека Храмом Святой Троицы. Вот это неоскудевающая Божественная Любовь. Ею озаряясь человек проникается Любовью к Богу, а потом любовью к людям. Т.е. одновременно это невозможно, в обратном порядке. Человек прикасается к Любви Божественной и тогда понимает, что такое любить людей.

Но что, если человек не достиг совершенства, не достиг святости, он, что лишен вот этого представления, понимания Божественной Любви? Преподобный Паисий Святогорец говорит: «если есть смирение, то в нём, конечно же, есть и любовь». В сегодняшнем Евангелии есть замечательный пример смирения апостола Петра. Он ужаснувшись чудесной ловлей рыб говорит Господу: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный» (Лк.5:8).

Отцы говорят: «если хочешь быть услышанным Богом, приступи к нему со смирением». Не потому что Господь тебя хочет унизить, но потому что Сам Господь — Смиренный. Если хочешь с Ним разговаривать, разговаривай с Ним на Его языке. На это смирение ты получишь необыкновенный дар Любви Божественной. Конечно же, есть у отцов и очень конкретные, очень практичные слова по поводу того, как стяжать эту Любовь. Они говорят: «хочешь иметь любовь, именно это Божественное чувство Любви — делай дела любви». Т.е. надо служить людям, надо людям помогать, просто говоря. Или «если не имеешь любви, сохрани хотя бы благорасположенность к людям, а не подозрительность». Говорят: «запомни простые 3 фразы: не оскорбить, не огорчить, не подать повод ко греху». Это дела любви. И, конечно же, нужно непрестанно пребывать в молитве, в трезвении, для того, чтобы не принимать помыслы диавола, клеветника о людях: «вот этот такой, а этот ещё хуже, третий вообще негодяй». Иначе в этом, конечно же, никакой любви не будет.

В сегодняшнем Евангелии ещё слышим, как Господь усыновляет Иоанна Богослова Божией Матери. А отцы говорят, что в его лице — всех христиан Божией Матери усыновляет. Но обратите внимание, где и когда это происходит? Матерь Божия становится Матерью всех христиан при Кресте Господнем. Т.е. сораспинаясь, состраждуя Христу, Она становится Матерью Христиан. Так и мы, если хотим стать чадами Божиими, должны пойти этим путём крестным. Впереди нас ожидает благодаря этому необыкновенное дарование, как отцы называют его, сыноположение. Когда Бог называет тебя уже не рабом, а сыном или дщерью. И Божия Матерь называет тебя сыном или дщерью, потому что в тебе не остаётся ничего от мира этого. И потому что всё, что ты получил необыкновенного, Небесного, получил не от плотских родителей, а только от Бога и поспешествующей, помогающей Ему Божией Матери во всём. В этом смысле есть строчки в Евангелии: «Не называйте никого отцом» (Мф.23:9). Потому что всё, что мы получаем, Небесного, мы только от Бога получаем, даже не от Святых, и уж, конечно, не от духовников и не от родителей.

Апостол Павел сегодня в послании восклицает, удивляясь этим необыкновенным дарованиям, которые мы можем в нашу эпоху получить: «Се ныне время благоприятное, Се ныне день спасения» (2Кор.6:2).

Аминь!